Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе, провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними, виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение.
Изучить развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
Дать общее понятие психики.
Рассмотреть развитие психики животных и человека, выявить отличия между ними.

Содержание

Введение 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 5
2. Отличие психики животных от психики человека 11
3. Структура психики. 17
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gotovaya.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие  психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в  себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению
  • уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  • лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности.

Виды психических процессов8:

Познавательные: (Ощущение; Восприятие; Мышление; Сознание; Речь; Внимание; Память; Воображение; Представление.)

Эмоционально-мотивационные: (Эмоции и чувства; Состояния (настроение, тревожность и пр.); Мотивация; Воля.)

Личностные  характеристики: (Характер; Темперамент; Моторика; Интеллект.)

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. 

Психический процесс  – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При  этом нужно иметь в виду, что  конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так  и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные –  к ним относятся ощущения и  восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные  – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое  усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную  регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической  деятельности различные процессы связаны  и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу: они  возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности, 2) эмоциональные  состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно в  процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в  соответствии с группировкой психических  процессов, на основе которых они  формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым  необходимо отнести:

1) жизненную позицию  личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения9.

Всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.                                                                          Настроение — это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

психика онтогенез  филогенез

При написании данного  реферата была поставлена цель – исследование особенностей развития психики в  филогенезе и онтогенезе, провести сравнение психики животных и  человека, найти отличия между ними, виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность.

Для ее решения необходимо было решить некоторые задачи. В  результате чего выявлено:

1. Психикой признается  свойство высокоорганизованной  живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

2. Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.

В заключение хотелось бы сказать, что переход от психики  животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом  в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику.

 

 

Библиографический список

 

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2007. – 480 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2009.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология – Спб: Питер, 2010 – 592 с.
  4. Луковцева А.К. Психология и педагогика – КДУ, 2008 – 192 с.
  5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии . Лекции 3-5.
  6. Мещереков Б., Зимченко М. – Олма-Пресс, 2010.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 – 672 с.
  8. 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 367 с.
  9. 4. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2007. – 315 с.
  10. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 1-2.- М.: Вече, АСТ, 2000.
  11. Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-224с.

 

 

Размещено на

1 Орлов А.Б Психологическая практика как предмет фундаментальной психологии//Психологический журнал -2012- №2-С.124.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д Педагогика и психология//2007- С.305.

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию// 2009 – С.211.

4 Маклаков А.Г. Общая психология//2010-С.463.

5 Луковцева А.К. Психология и педагогика//КДУ-2008-С.102.

6 Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. — 2008. — №2 — С. 86-103.

7 Кравченко А.И Общая психология // Учебное пособие - 2009- С.432.

8 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях// Учебное пособие- 2006 -С.254.

9 Зарубин М.М. Практические советы психолога //2006.-С.224.



             


Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики