Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:09, реферат
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Цель реферата - проследить основные этапы развития психологии как науки.
Введение
1. Развитие психологии в период античности
2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения
3. Развитие психологии в новое время
4. Становление отечественной психологии
Заключение
Список литературы
План:
Введение
1. Развитие психологии в период античности
2. Развитие психологии
в период Средневековья и
3. Развитие психологии в новое время
4. Становление отечественной психологии
Заключение
Список литературы
Введение
Возникновение элементов
психологического знания следует, по-видимому,
отнести к тем далеким
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Цель реферата - проследить основные этапы развития психологии как науки.
1. Развитие психологии в период античности
Появление психологии в Древней
Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано
с необходимостью становления объективной
науки о человеке, рассматривавшей
душу не на основе сказок, мифов, легенд,
а с использованием тех объективных
знаний (математических, медицинских,
философских), которые возникли в
тот период. В то время психология
входила в науку, изучавшую общие
закономерности общества, природы и
человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20
веков, психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь
с человеком, да и само исследование
души (психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.
Среди важнейших функций
души психологи античности называли
познание мира. Сначала в процессе
познания выделялось всего две ступени
- ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных
качеств предмета и его образа
в целом считалось единым процессом.
Постепенно изучение процесса познания
мира становилось все более значимым
для психологов, а в самом процессе
познания выделялось уже несколько
этапов. Платон впервые выделил память
как отдельный психический
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
2. Развитие психологии
в период Средневековья и
Под влиянием атмосферы, характерной для Средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
После упрочения господства
христианской церкви появилась необходимость
внести дополнения, разъяснения или
трансформировать некоторые положения
христианства. Нужно было и канонизировать
постулаты, вытекающие из реалий, для
того чтобы предотвратить
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое положение просуществовало
несколько веков, однако уже к XII-XIII
вв. оно начало изменяться. Однако для
взаимоотношений науки и
Именно в это время
и зародилась схоластика, которая
в этот момент была достаточно прогрессивным
явлением, так как предполагала не
только пассивное усвоение старого,
но и активное разъяснение и модификацию
готового знания, развивала умение
логически мыслить, приводить систему
доказательств и строить свою
речь. Тот факт, что это знание
уже готовое, т.е. схоластика связана
с использованием репродуктивного,
а не творческого мышления, тогда
мало настораживал, так как даже
репродуктивное мышление направлено на
получение и доказательство знания.
Однако со временем схоластика начала
тормозить развитие новых знаний,
приобрела догматический
Все большее влияние на
психологию Средневековья начинали
оказывать и работы Платона и
Аристотеля, концепции которых постепенно
приобретали все более
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики.
В то же время наряду с
продолжением исследования традиционных
для античной науки вопросов психология
Средневековья занимается и новыми
проблемами. Прежде всего к ним
относится изучение взаимосвязи
психических и соматических болезней,
проводившееся известным
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.
3. Развитие психологии в Новое время
С XVII века начинается новая
эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками
осмыслить душевный мир человека
преимущественно с
Попытку вновь соединить
тело и душу человека, разделенные
учением Декарта, предпринял голландский
философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого
духовного начала, оно всегда есть
одно из проявлений протяженной субстанции
(материи). Душа и тело определяются
одними и теми же материальными причинами.
Спиноза полагал, что такой подход
дает возможность рассматривать
явления психики с такой же
точностью и объективностью, как
рассматриваются линии и
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Психология в этот период,
так же как и на первых этапах
развития античной науки, укрепила свою
связь с философией. Это объяснялось
тем, что, оставаясь в рамках науки
о душе (своего собственного предмета),
психологии сложнее было избавиться
от схоластических догм, отделиться от
богословия. Однако ориентация на философию
в то время сужала предмет психологии,
которая рассматривала в
Однако тесная связь с
философией не означала, что психология
в это время не искала собственного
предмета исследования, конкретного
определения области своей
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.
В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.