Развитие психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:09, реферат

Описание

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Цель реферата - проследить основные этапы развития психологии как науки.

Содержание

Введение
1. Развитие психологии в период античности
2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения
3. Развитие психологии в новое время
4. Становление отечественной психологии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 29.85 Кб (Скачать документ)

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала  рост психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения.

Выделение психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием  специальных научно-исследовательских  учреждений - психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических  явлений. Первым вариантом экспериментальной  психологии как самостоятельной  научной дисциплины явилась физиологическая  психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в  мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

4. Становление  отечественной психологии

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная  психология продолжала развиваться  во взаимодействии с мировой психологической  наукой. Поэтому при наличии специфических  черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес  к социально психологическим  проблемам, проблемам личности. Возникают  новые направления. В области  психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области  психологии обучения -- педология, в  области общей психологии - реактология  и т.п.

Однако в советское  время произошла абсолютизация  физиологической идеи. Согласно официальной  установке, только таким путем могло  быть достигнуто истинно научное  психологическое знание, что только так будут, безусловно, обеспечены передовые  позиции советской психологии и  ее торжество над реакционной  буржуазной психологией. Претворение  в жизнь официальной установки  потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях  в системе наркомпросов" (1936), а  затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950).

К концу 50-х - началу 60-х годов  сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса  психологических знаний в марксистско-ленинской  философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной  науки. Почти все основные психологические  концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря  подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как  науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более  того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и многие другие выдающиеся ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение  психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и  развития. Определение психики опиралось  на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и  рефлекторной теории. Психику следовало  понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое  материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная  форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи  с объективной реальностью. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием  Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги  Б.Г. Ананьева "Человек как предмет  познания". Эта идея получает все  большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают  психологию человека как психологическую  антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в психологической  школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии). Лаборатория под руководством Б.Ф. Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной  психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла  в свое время лаборатория В. Вундта.

Следующее знаменательное событие  для развития отечественной психологии -- это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как  следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе  мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

В структуре психологической  науки прослеживаются ее фундаментальная  область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные  через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической  экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе  научного знания как самостоятельная  наука, имеющая разветвленные связи  и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого  бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления  о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими  взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о  душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и  первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными  живыми существами (тотемами).

Эпоха Средневековья, длившаяся  почти десять веков, не имеет в  истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение  Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что  элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой  науки, появились значительно раньше, уже в III в.

Одной из важнейших характеристик  средневековой науки, в частности  психологии, была ее тесная связь с  религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время  в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление  сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии  к научному знанию в VII-VI вв. до н. э. зависимость  от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим  для ученых на протяжении всего этого  периода.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных  со стремлением к рациональности и доказательности теоретических  положений, ознаменовало наступление  нового этапа в процессе становления  психологии. Развитие этих подходов стало  ведущим мотивом ученых, разрабатывавших  психологические концепции в  Новое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М., Богомолова  Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная  социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное  пособие для вызов - М.: Аспект  Пресс, 2002. - 286с.

2. Ждан А.Н. История  психологии: от античности к современности:  Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. - 512с.;

3. История психологии  ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. - М.: Академический  проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. - 832с.

4. Марцинковская Т .Д.  История психологии: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001;

5. Петровский А.В. Вопросы  истории и теории психологии. 1998;

6. Петровский А.В. Ярошевский  М.Г. История и теория психологии  в 2-х томах. Т-1 1996;

7. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии - СПб: Питер  2002. - 720с.

 


Информация о работе Развитие психологии как науки