Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:19, курсовая работа

Описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.Были выделены следующие задачи:
1) Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2) На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
3) На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ.
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 14
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 33
3.1 Развивающий этап 36
3.2 Констатирующий этап 41
3.3 Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая психология и педагогика.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

              3. Деева Даша                                                                                                                3

              4. Домрачев Денис                                                                                                  4

              5. Егорова Ольга                                                                                                                3

              6. Еклашев Илья                                                                                                                3

              7. Иванов Дима                                                                                                                4

              8. Ингачева Анна                                                                                                                4

              9. Коробкова Анна                                                                                                  3

              10. Кравец Дима                                                                                                                4

              11. Куклина Ирина                                                                                                  3

              12. Молчанова Анна                                                                                                  4

              13. Опалев Дима                                                                                                                2

              14. Павлов Алеша                                                                                                  4

              15. Речкина Надя                                                                                                                3

              16. Сержан Наташа                                                                                                  3

              17. Ушакова Юля                                                                                                                4

              18. Чернобокова Анна                                                                                                  5

              19. Шмелькова Саша                                                                                                  3

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3

 

                       2-Б  (контрольная группа)

                                          Фамилия, имя                                                              Тип решения задачи на

                                                                                                                                            воображение

1. Бабушкина К.                                                                                                                3

2. Беломестнова Н.                                                                                                  4

3. Бондарев С.                                                                                                                2

4. Бородай К.                                                                                                                4

5. Буйлина Л.                                                                                                                5

6. Бусыгин А.                                                                                                                3

7. Васильева Н.                                                                                                                4

8. Винокуров В.                                                                                                                4

9. Вафина Д.                                                                                                                2

10. Габдуллина Р.                                                                                                                3

11. Гарбулин Д.                                                                                                                4

12. Гомзяков А.                                                                                                                3

13. Гомзякова А.                                                                                                                4

14. Головина К.                                                                                                                2

15. Глушков Р.                                                                                                                3

16. Дрягин А.                                                                                                                4

17. Емельянов Р.                                                                                                                3

18. Киселев Н.                                                                                                                3

19. Козлова П.                                                                                                                4

20. Краев Д.                                                                                                                5

21. Крючкова В.                                                                                                                2

22. Липатникова В.                                                                                                  2

23. Лоскутова К.                                                                                                                4

24. Новоселов Г.                                                                                                                3

25. Протасов С.                                                                                                                4

26. Романова А.                                                                                                                3

27. Утамкулов Р.                                                                                                                3

28. Шагина О.                                                                                                                3

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4

 

 

3.1 Развивающий этап

Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка.

Виды работы.

Журнал небылицы в лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Прервать сказку может ведущий словами:

«Окончание в журнале «.......» в номере .......»

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем тоже самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова . Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. К сожалению, за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей [20].

 

 

Презентация мира.

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

«Презентация мира» направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им [21].

Предметом презентации я избрала живую розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Что значит для нас простой цветок розы?

Какая от него может быть польза?

Что бы было, если бы роз не было на земле?

Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего дети увидели за розой «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение», «симпатию», «добрые пожелания». Интересно, что прозвучала и система символов: «белая роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви, желтая роза — эмблема измены». Артем Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс [15].

Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно, такая работа оказалась полезна.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста