Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:19, контрольная работа
В данной работе подробно изложен следующий материал:
Основные виды и функции речи, а также роль труда и общение (гипотеза Леонтьева).
Общая характеристика речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято
В отличие от языка речью
принято называть сам процесс
словесного общения, который
Кроме содержания, передаваемого
посредством словесных
И наконец, речь может иметь
и психологическую сторону,
Таким образом, речевое
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных.
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т.е. превращением их в жесты. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.
Звуковая речь сразу не была
столь совершенной, какой
Речь использовалась только
Следующим этапом развития
Таким образом, человеческая
Основные виды речи
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной .
Рис. Общая характеристика речи
При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Характеризуя
эти два вида устной речи — речь
диалогическую и
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.
Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.
Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.
Существует еще одно общее
деление видов речи на два
основных вида: внутренняя и внешняя
речь. Внешняя речь связана с процессом
общения, обмена информацией. Внутренняя
речь прежде всего связана с обеспечением
процесса мышления. Это очень сложное
с психологической точки зрения явление,
которое обеспечивает взаимосвязь речи
и мышления.
Функции
речи.
Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.
Функция воздействия
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.
Функция
обозначения заключается в
Предпосылки возникновения
и развития сознания
человека.
Природные и общественно-
В историко-философском
процессе проблема сознания приобретала
разнообразные толкования. Известно, что
идеализм считает сознание активным началом
материи. Фактически сознание оторвалось
от человека и природы, ему приписывали
самостоятельное, независимое существование.
Такое сознание не имело никакого отношения
к мозгу, дух не рождался, не возникал:
оно жило своей собственной жизнью, развивалось,
продолжало явления природы и истории.
Идеалисты утверждали, что сознание может
быть понятым только из самого себя.
В мире всегда существовали
две самостоятельные субстанции - материя
и сознание. Сознание, как и материя есть
вечной, оно не возникает и не рождается.
Соответственно отпадала необходимость
решения вопроса о его возникновении.
Никто, в том числе и наши предки не заметил
появления разума на земле, “человек вошел
в мир бесшумно”. Сознание возникло “между
двумя индивидами”: на “точечном уровне”
состоялась некоторая “мутация от нуля
ко всему”.
Поэтому конкретный механизм
разума, сознания, по мнению Тейяра де
Шардена, постичь невозможно. Вопрос о
происхождении и сущности сознания связывается
с рассмотрением материи, которая способна
к самодвижению и саморазвитию. Последнее
определило возможность понимать природу
сознания как свойство высокоорганизованной
материи, как высшую форму ее атрибутивной
свойственности - отображения. Мировое
философское мнение ХХ ст. Преимущественное
внимание уделяло роли субъективных факторов
в существовании и функционировании сознания.
Вопрос сознания становится
предметом постоянной сосредоточенности
и поиска зарубежной философии этой эпохи.
Большинство представителей разных философских
школ подчеркивали, что в их теоретических
концепциях в противовес предыдущей “метафизике”
речь будет идти о перестройке “особенной
онтологии человеческого сознания и субъективности”.
Относительно мировой современной философии,
то ее трактовка “онтологии субъективности
и сознания” не однозначна. Представители
различных школ описывали сознание а его
существенной “чистоте” и феноменальной
выразительности, или фиксировали жизнь
сознания на феноменально-телесном уровне,
или проявляли детерминацию сознания
через языковые и другие структуры несознательного
- психоанализ, структурализм. За последние
15-20 лет философия сознания в англоязычных
странах заметно перестроилась.
Она взяла курс на сближение
с природознанием,, на разработку “научной
метафизики”, приобрела более эмпирический,
натуралистический вид. Сегодня опыты
философов сосредоточились на соотношении
“духа” и “тела”, физических и психических
состояний. Много внимания уделяется вопросам
, которые возникают на границе философии
и языка, кигнетивной психологии и компьютерного
моделирования сознания. Многоуровневый
характер сознания обусловливает разные
подходы к ней. Оно изучается и описывается
разными науками: эволюционной теорией,
медициной, кибернетикой, психологией,
физиологией, антропологией, а также некоторым
образом художественной литературой,
искусством и др.
Принимая во внимание достижения
современных наук, философия углубляет
теорию сознания, придавая более адекватного
характера понятийному возобновлению
процессу становления, возникновения
и развития сознания. Сознание современного
человека является продуктом всемирной
истории, результатом многовекового развития
практической и познавательной деятельности,
многих поколений людей. Сознание имеет
не только свою социальную историю, а и
природную предисторию - развитие своих
чисто биологических предпосылок. Активная
деятельность материи выходит за рамки
обычных перемен и обычных взаимодействий.
Она предусматривает существование в
материи другого свойства, родственного
с раздражительностью и ощущением.
Этот признак материи является
не иначе, как свойством отображения. К
основным типам отображения современная
наука относит: