Речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:19, контрольная работа

Описание

В данной работе подробно изложен следующий материал:
Основные виды и функции речи, а также роль труда и общение (гипотеза Леонтьева).

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по общей псих.docx

— 71.54 Кб (Скачать документ)

-неорганическое  отображение - связанное с механическим, физическим, химическим изменением  тел;     

- органическое  отображение - имеет место в  живой природе (раздражительность,  психика);       

-социальное  отображение - уровень существования  человеческого сознания.

      Все эти типы имеют общие  свойства, которые выделяются следующим  образом: ·        всякий тип отображения есть результатом влияния одного объекта на другой;

-в объекте,  который поддавался действию , остается след, который отображает особенности структуры действующего объекта;       

-этот след  влияет на дальнейшее функционирование  и развитие объекта. 

     На  уровне химической формы движения  материи способность к созданию  специфического противоречивого  взаимоотношения отображающей материальной  системы с окружающим миром  значительно выше, чем на уровне  физической формы движения материи  Общее рассмотрение отображения  в неживой природе убеждает  нас в необходимости ставить  вопрос о роли отображения,  как эффекта материального взаимодействия  в ходе становления и развития  в частности и простейших форм  организации материальных систем , форм движения материи, которые обеспечивают поступательное движение материи в целом. В дальнейшем развитии материи возникают сложные за организацией материальные системы - нервная материя, центральная нервная система, органы ощущения, условно-рефлекторная деятельность, психическое отображение. 
 
     Постепенное усовершенствование нервной системы обеспечило возникновение процессов приспособленности организмов к окружающей среде, активизировало и разрешило потребность в полученной информации от окружающего мира, а также сформировало способность живых существ приобретать жизненного опыта и сохранение его в памяти. Ощущения имеют начальную форму психики животных. Психика, таким образом, не является признаком всей живой материи, она возникает на определенном этапе исторического развития материи. С появлением психики возникает сигнальное, образное отображение действительности в виде идеальных образов - ощущений, восприятий, представлений. Психическая форма отображения действительности является вершиной природной эволюции форм отображения.
 
 

Роль  труда и общения (гипотеза А.Н. Леонтьева). 

     Мы должны теперь более подробно рассмотреть качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

       Классики марксизма неоднократно  высказывали мысль о том, что  ведущими факторами возникновения  сознания были труд и язык: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…» «…язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» Эти общие положения получили в работах советских психологов Л. С. Выготского, С. Я. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. конкретно-психологическую разработку.

      А. Н. Леонтьеву принадлежит  гипотеза о происхождении сознания.

Согласно его  определению сознательное отражение  — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к  ней субъекта» 

     В  этом определении подчеркивается  «объективность», т. е. биологическая  беспристрастность, сознательного  отражения.

     Для  животного предмет отражается  как имеющий прямое отношение  к тому или иному биологическому  мотиву. У человека же, по мысли  А. Н. Леонтьева, с появлением  сознания мир начинает отражаться  как таковой, независимо от  биологических целей, и в этом  смысле «объективно». Как это  стало возможным?

     В  соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение  психического отражения происходит  вслед за изменением практической  деятельности, толчком к возникновению  сознания послужило появление  новой формы деятельности —  коллективного труда.

     Давайте  вслед за А. Н. Леонтьевым  проследим, как коллективный труд  сделал возможным и одновременно  необходимым возникновение сознания.

     Всякий  совместный труд предполагает  разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива  начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень  существенном отношении: одни  операции сразу приводят к  биологически полезному результату, другие же такого результата  не дают, а выступают лишь как  условие его достижения. Рассматриваемые  сами по себе, такие операции  представляются биологически бессмысленными.

      Например, преследование и умерщвление  дичи охотником прямо отвечает  биологическому мотиву — получению  пищи. В отличие от этого действия  загонщика, который отгоняет дичь  от себя, не только не имеют  самостоятельного смысла, но и,  казалось бы, прямо противоположны  тому, что следовало бы делать. Тем не менее, они имеют реальный  смысл в контексте коллективной  деятельности — совместной охоты.  То же самое можно сказать  о действиях по изготовлению  орудий.

     Итак, в условиях коллективного труда  впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо  на предмет потребности — биологический  мотив, а имеют в виду лишь  промежуточный результат.

     В  рамках же индивидуальной деятельности  этот результат становится самостоятельной  целью. Таким образом, для субъекта  цель деятельности отделяется  от ее мотива, соответственно  в деятельности выделяется ее  новая единица — действие.

     В  плане психического отражения  это сопровождается переживанием  смысла действия. Ведь чтобы человек  побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному  результату, он должен понять  связь этого результата с мотивом,  т. е. «открыть» для себя  его смысл. Смысл, по определению  А. Н. Леонтьева, и есть отражение  отношения цели действия к  мотиву.

      Для успешного выполнения действия  необходимо развитие «беспристрастного»  типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться  на все более и более широкий  круг предметов, и познание  «объективных устойчивых свойств»  этих предметов оказывается жизненной  необходимостью. Вот здесь и проявляется  роль второго фактора развития  сознания — речи и языка.

     Скорее  всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу» . Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также «приказы», адресованные партнеру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.

    Если  учесть, что усложнение форм труда,  вовлечение в сферу труда все  более широкого круга предметов  и орудий требовало постоянного  расширения познаваемых, или осознаваемых, содержаний, то станет ясным, что  процессы развития труда и  языка шли параллельно, тесно  переплетаясь друг с другом.

     Уникальная  особенность человеческого языка  — его способность аккумулировать  знания, добытые поколениями людей.  Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь сознание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

      Таким образом, смыслы и языковые  значения оказались, по А. Н.  Леонтьеву, основными образующими  человеческого сознания. 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки РФ

Башкирский  государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по  общей психологии

Вариент№30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Шитова Е.В.

Студентка 3 курса 306 группы

Проверила: Нугаева А.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2010

Информация о работе Речь