Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:21, реферат
Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и при-ветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения чело-века, позы и положения, которые он принимает.
А.С.Пушкин ещё 200 лет назад
горестно замечал:
Сокровища родного слова-
Заметят важные умы-
Для лепетания чужого
Пренебрегли безумно мы.
Мы любим Муз чужих игрушки,
Чужих наречий погремушки,
А не читаем книг своих…
Первый враг чистоты речи- это
слова – паразиты. Ими нередко
люди пытаются как-то
Эту особенность
Второй опасный враг нашей
устной речи- это грубые просторечные
и жаргонные слова.
Особенно
некрасиво звучат в речи жаргонные
выражения – разновидность речи
какой – либо группы людей, объединенных
профессией, эмоциональный спектр:
от шутливо – иронического до грубо-
вульгарного тона. Некоторые жаргонизмы
пришли из других языков («чувак»- парень
из цыганского, «хаер» - волосы из английского),
из разных диалектов («берлять»- пить,
«ухайдакать» - утомить). Многие жаргонизмы
возникли благодаря переносному смыслу
или ассоциациям, которые, однако лишены
эстетического значения: рвануть – пойти,
тачка – машина, лимон – миллион, косарь
– тысяча рублей. Мало кто из любителей
подобных выражений знает, что он говорит
как уголовник. Ведь многие жаргонизмы
пробрались в разговорный язык из языка
деклассированных элементов (арго), распространенного
в сфере преступного мира, который пользуется
им с целью сокрытия предмета разговора,
чтобы никто не догадался об их злоухщрениях:
круто, шмон, беспредел, бакланить.
Молодежный
сленг относится к этому же
разряду грубых слов. Главное в
этом языковом явлении – отход
от обыденности, игра, маска. Рискованный,
непринужденный молодежный жаргон стремится
уйти от скучного мира взрослых. Подобно
его носителям, он резкий, громкий, дерзкий.
Это – результат своеобразного
желания переиначить мир на иной
манер, а также знак «я свой». Среди
юного поколения часто
Клевый
– произошло от слова «клевать», это тот,
который клюет;
Крутой
– значит горбатый;
Грузить
- накладывать тяжелые предметы
на человека.
Что же
можно сказать о человеке, который
в порыве гордыни возглашает: а
мне по барабану! Действительно, верхнюю
часть туловища этого человека трудно
назвать головою.
Многие
другие слова подобного рода нелепы
и бессмысленны, и смешон тот, кто
любит покрасоваться за их счет.
А вот
слово «блин», без которого некоторые
и не мыслят своего языкового существования,
помимо лексической абсурдности
носит вполне серьёзный, очень некрасивый
подспудный смысл. Как отмечают
исследователи, происхождение этого
слова связано с заменой другого,
нецензурного слова, начинающегося
на эту же букву. Стоит задуматься,
что мы говорим!
Молодежный
жаргон имеет свои временные границы:
с каждым поколением молодых (5-7 лет)
меняется и набор жаргонизмов. Никто
сейчас уже не помнит таких своеобразных
оценок: железно – «хорошо», пшено
– «плохо», так широко распространенных
в 60-70 г.г. ХХ века. Жаргон – это своего
рода язык в языке, эфемерное явление
кризисного характера.
В свете
всех этих размышлений особенно удручающим
явлением выглядит третий, самый безобразный,
враг языка – это нецензурная
брань или в простонародье
матершинные слова. Само понятие «нецензурный»
связано с явлением цензуры в языке. Конечно
же, никаких людей и организаций, которые
бы контролировали речь людей, отслеживали
и наказывали бы виновных в ошибках, не
существует. Но есть нравственный цензор
– это совесть. Когда человек матерится
он теряет всякий стыд и чувство человечности
перед окружающими, идет против своей
совести. Ведь нередко при появлении на
людях разошедшегося матершинника многим
бывает как-то не по себе, как будто каждый
лично становится соучастником чего-то
грязного, похабного. Поэтому среди культурных
и грамотных людей нецензурщина немыслима.
Некоторые сегодня пытаются узаконить
мысль, что мат – глубоко русская традиция,
национальная особенность и даже гордость
народа. Эти невежды совершенно не знают
истории, а пытаются таким образом оправдать
перед собой и другими свой порок. На самом
деле сквернословие на Руси примерно до
середины ХIX века не только не было распространено
даже в деревне, но и очень долго являлось
уголовно наказуемым! Ещё при царях Михаиле
Федоровиче и Алексее Михайловиче на Руси
выматерившегося человека подвергали
публичной порке. А народная мудрость
утверждала и утверждает, что в семье сквернослова
нет мира. Сама склонность к матерщине
всегда сопровождается и другими пороками
– начиная алкоголизмом и кончая всевозможными
формами бытовой агрессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвоздарев
Ю. А. Язык есть исповедь
народа… Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение,
1993.
2. Скворцов
Л. И. Культура русской речи:
Словарь – справочник. – М.: знание,1995.
3. Голуб
И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.
– М.: Международные отношения, 1993.
4. Энциклопедия
для детей. Т. 10 Языкознание. Русский
язык. – М.: Аванта +, 1998.
5. Люстрова
З. Н., Скворцова Л. И., Дерягин В. Я. Беседы
о русском языке. – М.: Знание, 1978.
6. Смольянинов
И.Ф. О прекрасном говорить прекрасно.
– Л.: Знание, 1974.
7. Розенталь
Д.Э. А как лучше сказать?: Кн.
Для учащихся ст. классов. –
М.: Просвещение, 1988.
8. Максимов
В.И. Точность и
9. Ладыженская
Т.А. Живое слово: Устная речь как средство
и предмет обучения. – М.: Просвещение,
1986.
10. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.