Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:17, реферат

Описание

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….….….3
1. Мышление как познавательный процесс…………………………………………..…...4
2. Речь. Виды речевой деятельности…………………………………………………..….....11
3. Влияние биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления………………………………………………………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы……………………………………………………….….18

Работа состоит из  1 файл

Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления.docx

— 29.54 Кб (Скачать документ)

                                                             План.

Введение……………………………………………………………………………………………….….….3

 

1. Мышление как познавательный процесс…………………………………………..…...4

 

2. Речь. Виды речевой деятельности…………………………………………………..….....11

 

3. Влияние биологических и социальных факторов в развитии  речи и мышления………………………………………………………………………………………………......14

 

Заключение……………………………………………………………………………………………..…..17

 

Список использованной литературы……………………………………………………….….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Мышление - это опосредованное  и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей  и явлений, закономерных связей  и отношений между ними.

Мышление не только теснейшим образом  связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный  процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение.

Облекаясь в словесную форму, мысль  вместе с тем формируется и  реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано с  речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

Мышление также неразрывно связано  и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

 

 

 

 

 

 

Мышление  как познавательный процесс.

Мышление — это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет  связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и  представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним  миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого  отражения непрерывно проверяется  в процессе практического преобразования природы и общества.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым  объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости  между предметами, событиями, явлениями.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит  за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления  здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе  не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе  говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно  только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые  элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными  свойствами. Эти свойства непосредственно  не наблюдаемых частиц познаются  в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

 

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным  или даже бессильным чувственное  познание. Мышление продолжает и развивает  познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и  с языком, с речью. В этом проявляется  одно из принципиальных различий между  человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным  познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно  воспринимаемыми предметами, которые  в данный момент находятся перед  глазами животного. Такое примитивное  мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и  не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление  или понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове  необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью  для других людей и для нас  самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

Психологически исследовать мышление как процесс - значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию  тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.

Представим себе, что несколько  учеников решают - каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения  учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая  помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого  из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости  от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся  вперед ученик, чем глубже он успел  осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени  сформировались внутренние условия  для принятия помощи со стороны. И  наоборот, чем меньше ученик сам  продумал ту же задачу, тем труднее  ему воспользоваться такой внешней  подсказкой и довести решение  до конца. Вначале он вообще может  подумать, что подсказываемая теорема  не имеет никакого отношения к  делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие  дает тот или иной психический  эффект, лишь преломляясь через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо обнаруживает наличие  таких внутренних специфических  условий и закономерностей мыслительного  процесса.

 

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.

Анализ и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями  личности. Если нет потребностей, нет  и деятельности, которую они могли  бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой  другой психический процесс, психологическая  наука учитывает и в той  или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе "чистое" мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются  познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее  внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может  начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать  от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить  под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все  более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно  обойтись старыми, уже известными способами  действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и  потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько  будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

 

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Быстрота мысли особенно нужна  в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики  даже в старших классах, когда  их вызывают к доске решать новую  для них задачу, смущаются и  теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль  начинает работать очень медленно и  часто безуспешно, хотя в спокойной  обстановке (дома или за партой, а  не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется  и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и  волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более  высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Информация о работе Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления