Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:17, реферат

Описание

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….….….3
1. Мышление как познавательный процесс…………………………………………..…...4
2. Речь. Виды речевой деятельности…………………………………………………..….....11
3. Влияние биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления………………………………………………………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы……………………………………………………….….18

Работа состоит из  1 файл

Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления.docx

— 29.54 Кб (Скачать документ)

Эти индивидуальные особенности некоторых  учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны  с основным его качеством, или  признаком. Важнейший признак всякого  мышления - независимо от его отдельных  индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

                              

 

 

Речь. Виды речевой  деятельности.

 

Речь сложившаяся исторически  в процессе материальной преобразующей  деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в  ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь  про себя”, сохраняющая структуру  внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач  в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при  помощи системы жестов, характеризующейся  своеобразными лексическими и грамматическими  закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы  — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере  непринужденного общения). В сфере  официального общения (собрания, перевод  лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно  используются для воспроизведения  слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Речь устная— вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Речь эгоцентрическая (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние биологических  и социальных факторов в развитии речи и мышления.

 

Нередко в педагогической литературе не дифференцируются понятия «человек»  и «личность», т. е. говорят о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это  и не одно и то же.

Еще К. Маркс указывал, что в понятии  «личность» раскрывается общественная сущность человека. Сущность человека, писал он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается влияние среды  на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку  речь должна идти о тех качествах, которые формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

Рассматривая влияние среды  на развитие человека, марксистско-ленинская  педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими  характер протекания социальных процессов  и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной  принадлежностью: человек рождается  гражданином того или иного государства. Еще в большей степени это  влияние определяется той системой общественно-экономических отношений, которые установились в стране, в  том обществе, в котором происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое положение  человека.

К социальным процессам, оказывающим  наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения  условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения  населения в пределах территории страны, из города в деревню и  обратно, демографические процессы — изменения в рождаемости, продолжительности  жизни, возрасте вступления в брак и  т. п.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья  как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные  учреждения, массовые средства распространения  информации.

В нашем обществе вся система  социальных институтов — дошкольные учреждения, средняя и высшая школа, общественные организации, государственные  учреждения, система массового распространения  информации — целенаправленно воздействует на сознание всех граждан на основе единых коммунистических принципов, норм и идеалов. Человек как продукт  социальной среды подвергается ряду изменений в зависимости от изменения  социальных условий жизни. В этом плане личность человека отражает и  исторические особенности социальных условий его жизни, и его классовую  принадлежность, и положение его  класса в структуре общества. При  коренном изменении социальных условий  меняется и весь духовный облик человека.

Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой особую, новую социальную среду  развития личности, оказывающую определяющее воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, происходящие в этой области, столь  значительны, что дают основание  говорить о новом типе личности —  личности советского человека или социалистическом типе личности. Вместе с тем это же историческое явление вызывает яростные нападки буржуазной пропаганды, которая, опираясь на теоретические построения буржуазных педагогов и психологов, старается доказать, что изменением социальных условий нельзя сформировать новых людей и новый тип личности, так как все плохое, что заложено в человеке от природы, остается неизменным, несмотря ни на какие улучшения материальных и социальных условий. При этом, как правило, используются отрицательные примеры в поведении отдельных представителей нашей молодежи, случаи преступности, нарушения норм морали, сообщения о которых даются в нашей печати. Это направление в буржуазной пропаганде имеет главной целью отвлечение внимания трудящихся от борьбы за демократизацию образования, за создание равных для всех условий обучения и воспитания, от мыслей о необходимости радикального изменения общественного строя, революционного его преобразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в  явления действительности, в отношения  между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.                 Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

 

2.                 Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

 

3.                 Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.

 

 


Информация о работе Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления