Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.
Введение
1. Состояния человека
2. Психические состояния
2.1 Структура состояний
2.2. Классификация состояний
2.2.1 Стресс
2.2.2 Фрустрация
2.2.3 Аффект
2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
2.4. Производственные психические состояния
2.5. Настроение
3. Факторы управления психическими состояниями
Заключение
Список литературы
Содержание
психологический эмоциональный
состояние настроение
Введение
1. Состояния человека
2. Психические состояния
2.1 Структура состояний
2.2. Классификация
состояний
2.2.1 Стресс
2.2.2 Фрустрация
2.2.3 Аффект
2.3. Положительные
и отрицательные эмоциональные
состояния
2.4. Производственные
психические состояния
2.5. Настроение
3. Факторы управления
психическими состояниями
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие «состояние»
в настоящее время является общеметодологической
категорией. Изучение состояний стимулируется
потребностями практики в области
спорта, космонавтики, психогигиены, учебной
и трудовой деятельности. В самом
общем плане «состояние»
Понятие «психологическое
состояние» как специфическая
Психологические состояния
— важнейший компонент психики
человека. Относительно простые психологические
состояния лежат в основе всего
многообразия психических как в
норме, так и в патологии. Именно
они — простые психологические
и сложные психические
1. Состояния человека
Проблема нормальных
состояний человека стала широко
и основательно рассматриваться (особенно
в психологии) относительно недавно
— с середины XX в. До этого внимание
исследователей (главным образом
физиологов) было в основном направлено
на изучение состояния утомления
как фактора, снижающего эффективность
трудовой деятельности (Бугославский,
1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри,
1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926;
Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных
состояний. Постепенно круг выделяемых
состояний стал расширяться, чему в
немалой степени способствовали
запросы практики в области спорта,
космонавтики, психогигиены, учебной
и трудовой деятельности. [1].
Психическое состояние
как самостоятельную категорию
впервые выделил В. Н. Мясищев (1932).
Но первая основательная попытка
обосновать проблему психических состояний,
как уже говорилось выше, была предпринята
Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г.
монографию «О психических состояниях
человека». Однако многие психические
состояния, не говоря уже о функциональных
(физиологических), в этой книге были
не представлены; некоторым из них
Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных
статей (1967, 1969, 1971, 1972).
В последующие годы
изучение проблемы нормальных состояний
человека велось по двум направлениям:
физиологи и психофизиологи изучали
функциональные состояния, а психологи
— эмоциональные и психические.
На самом деле границы между этими
состояниями зачастую настолько
размыты, что разница имеется
только в их названии. [1].
Сложность определения
сущности понятия «состояние человека»
заключается в том, что авторы
опираются на разные уровни функционирования
человека: одни рассматривают физиологический
уровень, другие — психологический,
а третьи — тот и другой одновременно.
В общих чертах структуру
психофизиологического
Самый нижний уровень,
физиологический, включает нейрофизиологические
характеристики, морфологические и
биохимические изменения, сдвиги физиологических
функций; психофизиологический уровень
— вегетативные реакции, изменения
психомоторики, сенсорики; психологический
уровень — изменения
1 Психический уровень
реагирования
Переживания, психические
процессы
II. Физиологический
уровень реагирования
Вегетатика Соматика
(психомоторика)
III. Поведенческий
уровень
Поведение Общение
Деятельность
2. Психические состояния
В современной психологии
много внимания уделяется проблеме
психических состояний. Психическое
состояние - конкретная структурная
организация всех имеющихся у
человека психических компонентов,
обусловленная данной ситуацией
и предвидением результатов действий,
их оценкой с позиций личностных
ориентаций и установок, целей и
мотивов всей деятельности (Сосновикова).
Психические состояния
Психические состояния
могут быть эндогенными и реактивными,
или психогенными (Мясищев). В возникновении
эндогенных состояний главную роль
играют факторы организма. Отношения
не играют роли. Психогенные состояния
возникают по поводу обстоятельств,
имеющих важное значение, связанных
со значимыми отношениями: неудачей,
потерей репутации, крахом, катастрофой,
потерей дорогого лица. Психические
состояния имеют сложный
2.1 Структура состояний
Так как психические
состояния являются системными явлениями,
то прежде, чем их классифицировать,
необходимо выделить основные компоненты
данной системы.
Системообразующим
фактором для состояний можно
считать актуальную потребность, которая
инициирует то или иное психологическое
состояние. Если условия внешней
среды способствуют быстрому и лёгкому
удовлетворению потребности, то это
способствует возникновению позитивного
состояния-радости, воодушевления, восторга
и т.д., а если вероятность удовлетворения
низка или вообще отсутствует, то
состояние будет негативным по эмоциональному
знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале
многие психологические состояния
являются неравновесными, и лишь после
получения недостающей
2.2. Классификация
состояний
Трудность классификация
психических состояний состоит
в том, что часто они пересекаются
или даже совпадают друг с другом
настолько тесно, что их достаточно
сложно «развести» - например, состояние
некоторой напряженности часто
появляется на фоне состояний утомления,
монотонии, агрессии и ряда других состояний.
Тем не менее, существует много вариантов
их классификаций. Чаще всего их делят
на эмоциональные, познавательные, мотивационные,
волевые.
Описаны и продолжают
изучаться и другие классы состояний:
функциональные, психофизиологические,
астенические, пограничные, кризисные,
гипнотические и другие состояния.
Например Ю.В. Щербатых предлагает свою
классификацию психических
С точки зрения временной
организации можно выделить мимолетные
(неустойчивые), длительные и хронические
состояния. К числу последних
можно отнести, например, состояние
хронического утомления, хронического
стресса, который чаще всего связан
с влиянием повседневных стрессов.
Тонус является важнейшей
структурной характеристикой
Коматозное состояние
-> наркоз -> гипноз -> быстрый сон
-> медленный сон -> пассивное бодрствование
-> активное бодрствование -> психоэмоциональное
напряжение -> психоэмоциональная напряженность
-> психоэмоциональный стресс -> фрустрация
-> аффект.
Кратко охарактеризуем
некоторые из этих состояний. Состояние
активного бодрствования (I степень
нервно-психического напряжения по Немчину)
характеризуется выполнением
Психоэмоциональное
напряжение (II степень нервно-психического
напряжения) появляется тогда, когда
повышается уровень мотивации, появляется
значимая цель и существенная информация;
повышается сложность и эффективность
деятельности, но человек справляется
с поставленной задачей. Примером может
быть выполнение повседневной профессиональной
работы в обычных условиях. Это
состояние в ряде классификаций
называется "операциональным напряжением"
(Наенко). При этом состоянии повышается
уровень активированности нервной
системы, что сопровождается интенсификацией
деятельности гормональной системы, повышением
уровня деятельности внутренних органов
и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной
и др.). Наблюдаются существенные
позитивные сдвиги в психической
деятельности: увеличивается объем
и устойчивость внимания, усиливается
способность к концентрации на выполняемом
задании, снижается отвлекаемость
внимания и повышается переключаемость
внимания, увеличивается продуктивность
логического мышления. В психомоторной
сфере наблюдается увеличение точности
и скорости движений. Таким образом,
состояние нервно-психического напряжения
II степени (психоэмоционального
Состояние психоэмоциональной
напряженности (или состояние нервно-
2.2.1 Стресс
Психоэмоциональный
стресс появляется при выполнении непосильной
работы в условиях угрозы жизни или
престижу, дефицита информации или
времени. При психоэмоциональном стрессе
происходит снижение резистентности организма
(устойчивости организма, невосприимчивости
к каким-либо факторам внешнего воздействия),
появляются соматовегетативные сдвиги
(повышение артериального
По сути дела психоэмоциональное
напряжение, психоэмоциональная напряженность
и психоэмоциональный стресс представляют
собой разные уровни проявления стрессовых
реакций.
Стресс есть неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование (Селье). По физиологической
сути стресс понимается как адаптационный
процесс, целью которого является сохранение
морфофункционального единства организма
и обеспечение оптимальных
Анализ психологического
стресса требует учета таких
факторов, как значимость ситуации
для субъекта, интеллектуальные процессы,
личностные особенности. Поэтому при
психологическом стрессе
Информация о работе Роль и значение психологических состояний в юридической деятельности