Роль и значение психологических состояний в юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание

Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

Содержание

Введение
1. Состояния человека
2. Психические состояния
2.1 Структура состояний
2.2. Классификация состояний
2.2.1 Стресс
2.2.2 Фрустрация
2.2.3 Аффект
2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
2.4. Производственные психические состояния
2.5. Настроение
3. Факторы управления психическими состояниями
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психол сост.docx

— 33.95 Кб (Скачать документ)

Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда  организму. Более того, умеренный  стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма  и, как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или  вредный стресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям. 
 

2.2.2 Фрустрация 

Фрустрация - психическое  состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или  воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых  образований, возникает сильный  эмоциональный дискомфорт. При высокой  толерантности (устойчивости) по отношению  к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При  низкой толерантности могут проявляться  различные формы неконструктивного  поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние  объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может  происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек "выливает свой гнев" на ни в чем не повинных членов семьи  или бьет посуду. 

2.2.3. Аффект 

Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные  процессы взрывного характера, которые  дают разрядку в действиях, не подчиненных  волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения  во внутренних органах, измененное состояние  сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется  либо в сильной и беспорядочной  двигательной активности, либо в напряженной  скованности движений и речи ("онемел от ужаса", "застыл от удивления"). 

Рассмотренные выше характеристики психической напряженности  и тонуса не определяют модальности  эмоционального состояния. Вместе с  тем, среди всех психических состояний  невозможно найти  ни одного, в котором  эмоции не имели бы значения. Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные  состояния к приятным или неприятным, но довольно часто психическое состояние  представляет собой сложное единство противоположных переживаний (смех сквозь слезы, радость и печаль, существующие одновременно, и т. п.). 

2.3 Положительные  и отрицательные эмоциональные  состояния 

К положительно окрашенным эмоциональным состояниям относятся  удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории. Они характеризуются  улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением  принятия окружающими, уверенностью в  себе и спокойствием, ощущением способности  справиться с жизненными проблемами. 

Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических  процессов и поведение человека. Известно, что успех в решении  интеллектуального теста положительно влияет на успешность решения последующих  заданий, неуспех - отрицательно. Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют большую готовность прийти на помощь другим. Многие исследования свидетельствуют о том, что люди, находящиеся в хорошем расположении духа, склонны более положительно оценивать свое окружение (Аргайл). 

Совсем по-другому  характеризуются отрицательно окрашенные эмоциональные состояния, к которым  можно отнести состояния печали, меланхолии, тревоги, депрессии, страха, паники. Наиболее изученными являются состояния тревоги, депрессии, страха, ужаса, паники. 

Состояние тревоги  возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время возникновения  угрозы не поддается предсказанию. Тревога - сигнал опасности, которая  еще не реализована. Состояние тревоги  переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное беспокойство - "свободноплавающая тревога". Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой  активности, побуждает к более  интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет  адаптивную функцию. 

При изучении тревоги  выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным  реакциям, проявляющимся в неуверенности  в будущем, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин). Березин, основываясь  на экспериментальных исследованиях  и клинических наблюдениях, развивает  представление о существовании  тревожного ряда. Этот ряд включает в себя следующие аффективные  феномены. [2]. 

1. Ощущение внутренней  напряженности. 

2. Гиперестезические  реакции. При нарастании тревоги  множество событий внешней среды  становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще  больше усиливает тревогу). 

3. Собственно тревога  характеризуется появлением ощущения  неопределенной угрозы, неясной  опасности. Признаком тревоги  является невозможность определить  характер угрозы и предсказать  время ее возникновения. 

4. Страх. Неосознаваемость  причин тревоги, отсутствие ее  связи с объектом делают невозможным  организацию деятельности по  устранению или предотвращению  угрозы. В результате неопределенная  угроза начинает конкретизироваться, происходит смещение тревоги  к конкретным объектам, которые  начинают расцениваться как угрожающие, хотя это может и не соответствовать  действительности. Такая конкретизированная  тревога представляет собой страх. 

5. Ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы, нарастание  интенсивности тревоги приводит  субъекта к представлению о  невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность  в двигательной разрядке, которая  проявляется в следующем шестом  феномене - тревожно-боязливом возбуждении,  на этой стадии дезорганизация  поведения достигает максимума,  возможность целенаправленной деятельности  исчезает. 

Все эти феномены проявляются по-разному в зависимости  от стабильности психического состояния. 

Анализируя состояние  страха и его причины, Кемпински  выделяет четыре вида страха: биологический, социальный, моральный, дезинтеграционный. Данная классификация исходит из особенностей ситуации, вызвавшей страх. Ситуации, связанные с непосредственной угрозой жизни, вызывают биологический  страх, который является первичной  формой страха, возникающей в случае депривации первичных, жизненных потребностей. Состояние кислородного голодания (например, при сердечной недостаточности) вызывает острое чувство страха. Социальный страх развивается в случае нарушения  взаимодействия с ближайшим социумом (страх отвержения близкими, страх  наказания, страх учителя, который  часто бывает у младших школьников, и др.). 

Страх очень часто  сопровождается интенсивными проявлениями со стороны показателей физиологической  реактивности, такими как дрожь, учащенное  дыхание, сердцебиение. Многие ощущают  чувство голода или, наоборот, резкое снижение аппетита. Страх влияет на протекание психических процессов: наблюдается резкое ухудшение или  обострение чувствительности, плохая осознанность восприятия, рассеянность внимания, имеются трудности сосредоточения, путание речи, дрожание голоса. На мышление страх влияет по-разному: у одних  повышается сообразительность, они  концентрируются на поисках выхода, у других - ухудшается продуктивность мышления. 

Очень часто снижается  волевая деятельность: человек чувствует  неспособность что-либо предпринять, ему трудно заставить себя преодолеть это состояние. Для преодоления  страха чаще всего используются следующие  приемы: человек старается продолжать свое дело, вытесняя страх из сознания; находит облегчение в слезах, в  прослушивании любимой музыки, в  курении. И лишь некоторые стараются "спокойно понять причину страха". 

Депрессия - временное, постоянное или периодически проявляющееся  состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием  реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождается психофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности (Василюк). Для депрессивного состояния  характерна мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего. 

В классификации  психических состояний выделяют также соматопсихические состояния (голод, жажда, половое возбуждение) и психические состояния, возникающие  в процессе трудовой деятельности (состояния  утомления, переутомления, монотонии, состояния вдохновения и подъема, сосредоточенности и рассеянности, а также скуки и апатии). 

2.4 Производственные  психические состояния 

Эти психические  состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам: 

a)      Относительно  устойчивые и длительные по  времени состояния. Они определяют  отношение человека к данному  конкретному производству и конкретному  виду труда. Эти состояния (удовлетворенности  или не удовлетворенности работой,  заинтересованности трудом или  безразличия к нему и т.п.) отражающий  общий настрой коллектива. 

b)      Временные,  ситуативные, быстро проходящие  состояния. Возникают под влиянием  различного рода неполадок в  производственном процессе или  во взаимоотношениях работающих. 

c)       Состояния возникающие периодически  в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная  готовность к ней, вырабатывание,  повышенная работоспособность, утомление;  состояния вызванные содержанием  и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная  активность и т.п. 

По признаку преобладания одной из сторон психики различают  состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния  в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для  которых характерно мыслительная активность и т.д. 

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак  наиболее существенен с точки  зрения влияния состояния на эффективность  и безопасность деятельности. 

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее  под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической  активности - необходимые условия  выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических  реакций организма, проявляется  в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует  работе в оптимальном режиме. Оптимальный  режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических  устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в  строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные  и конечные цели труда достигаются  при невысоких нервно-психических  затратах. Обычно здесь имеют место  длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных  действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном  режиме характеризуется высокой  надежностью и оптимальной эффективностью. 
 

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую  в экстремальных условиях. Экстремальные  условия - условия, требующие от работающего  максимального напряжения физиологических  и психических функций, резко  выходящих за пределы физиологической  нормы. Экстремальный режим - это  режим работы в условиях, выходящих  за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический  дискомфорт т.е. несоответствие условий  обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных  действий; 6) неуспех вследствие объективных  обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные  условия. 

Информация о работе Роль и значение психологических состояний в юридической деятельности