Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:14, реферат
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумны
1. Теории эмоций
1.1 Психологические теории эмоций
1.2 Психология эмоций в концепции Л.С. Выготского
1.3 Информационная теория эмоций
2. Значение эмоций в жизни человека
3. Эмоции и личность
Роль эмоций в жизни человека
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Одно из существенных проявлений состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию».
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоции относятся: настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми.
Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Объект исследования эмоции.
Предмет исследования: эмоции в жизни человека.
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
1. Теории эмоций
1.1 Психологические теории эмоций
Многочисленными
физиологическими изменениями в
организме сопровождается всякое эмоциональное
состояние. На протяжении истории развития
данной области психологических
знаний не раз предпринимались попытки
связать физиологические
Васильев
И.А. в статье «Гуманитарная и
естественнонаучная парадигмы в
исследованиях эмоций»
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи
Ч. Дарвина были восприняты и развиты
в другой теории, получившей в психологии
широкую известность. Ее авторами явились
У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал,
что определенные физические состояния
характерны для разных эмоций —
любопытства, восторга, страха, гнева
и волнения. Соответствующие телесные
изменения были названы органическими
проявлениями эмоций. Именно органические
изменения по теории Джемса–Ланге
являются первопричинами эмоций. Отражаясь
в голове человека через систему
обратных связей, они порождают эмоциональное
переживание соответствующей
Альтернативную
точку зрения на соотношение органических
и эмоциональных процессов
Самым
сильным контраргументом
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
Вслед
за теориями, объясняющими взаимосвязь
эмоциональных и органических процессов,
появились теории, описывающие влияние
эмоций на психику и поведение
человека. Эмоции, как оказалось, регулируют
деятельность, обнаруживая вполне определенное
на нее влияние в зависимости
от характера и интенсивности
эмоционального переживания. Д.О. Хеббу
удалось экспериментальным
Для
достижения наивысшего результата в
деятельности нежелательны как слишком
слабые, так и очень сильные
эмоциональные возбуждения. Для
каждого человека (а в целом
и для всех людей) имеется оптимум
эмоциональной возбудимости, обеспечивающий
максимум эффективности в работе.
Оптимальный уровень
У
человека в динамике эмоциональных
процессов и состояний не меньшую
роль, чем органические и физические
воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся
к знаниям). В связи с этим были
предложены новые концепции, объясняющие
эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно
состояние когнитивного диссонанса
обычно переживается человеком как
дискомфорт, и он стремится как
можно скорее от него избавиться. Выход
из состояния когнитивного диссонанса
может быть двояким: или изменить
когнитивные ожидания и планы
таким образом, чтобы они соответствовали
реально полученному
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В
одном из экспериментов, направленном
на доказательство высказанных положений
когнитивной теории эмоций, людям
давали в качестве «лекарства» физиологически
нейтральный раствор в
Было
показано также, что характер и интенсивность
эмоциональных переживаний
1.2 Психология эмоций в концепции Л.С. Выготского
Л.С.
Выготский не оставил завершенного
учения об эмоциях. Вместе с тем в
ряде его работ можно встретить
довольно развернутые рассуждения
по данной проблеме. Будучи собраны
воедино, они демонстрируют достаточно
полную картину представлений