Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:14, реферат
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумны
1. Теории эмоций
1.1 Психологические теории эмоций
1.2 Психология эмоций в концепции Л.С. Выготского
1.3 Информационная теория эмоций
2. Значение эмоций в жизни человека
3. Эмоции и личность
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.
Развиваются
ли эмоции и чувства в течение
жизни человека? Есть две разные
точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает,
что эмоции не могут развиваться,
поскольку они связаны с
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование
высших эмоций и чувств означает личностное
развитие их обладателя. Такое развитие
может идти в нескольких направлениях.
Во-первых, в направлении, связанном с
включением в сферу эмоциональных переживаний
человека новых объектов, предметов, событий,
людей. Во-вторых, по линии повышения уровня
сознательного, волевого управления и
контроля своих чувств со стороны человека.
В-третьих, в направлении постепенного
включения в нравственную регуляцию более
высоких ценностей и норм: совести, порядочности,
долга, ответственности и т.п.
Заключение
Итак, мы рассмотрели роль эмоций в жизни человека, подведем основные выводы:
Многочисленными
физиологическими изменениями в
организме сопровождается всякое эмоциональное
состояние. На протяжении истории развития
данной области психологических
знаний не раз предпринимались попытки
связать физиологические
Васильев
И.А. в статье «Гуманитарная и
естественнонаучная парадигмы в
исследованиях эмоций»
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга.
Л.С.
Выготский не оставил завершенного
учения об эмоциях. Вместе с тем в
ряде его работ можно встретить
довольно развернутые рассуждения
по данной проблеме. Будучи собраны
воедино, они демонстрируют достаточно
полную картину представлений
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как
и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.
Таким
образом, прямого соответствия между
чувствами и эмоциями нет: одна и
та же эмоция может выражать разные
чувства, и одно и то же чувство
может выражаться в разных эмоциях.
Не проявляя внешне эмоций, человек
скрывает от других и свои чувства.
Библиографический список