Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:45, реферат
Цель данной работы – определить влияние личности на ход политической истории России.
На основе цели ставятся следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты личности
Проанализировать факторы, определяющие историческую роль личности
изучить взгляды историков на роль личности в политической истории России
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА…………….3
1.1. Понятие, содержание личности и общества………………………………..3
1.2. Факторы, определяющие историческую роль личности……………….5
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ……………………………………………7
2.1. Взгляды историков на роль личности……………………………………7
2.2. Современные представления о роли личности…………………………..9
2.3. Роль личности в динамике изменений общественного устройства ……9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..17
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА………
1.1. Понятие, содержание
личности и общества……………………………
1.2. Факторы, определяющие
историческую роль личности…………
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ……………………………………………7
2.1. Взгляды историков на роль личности……………………………………7
2.2. Современные представления о роли личности…………………………..9
2.3. Роль личности в
динамике изменений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вопреки прогнозу Ф. Фукуямы о «конце истории»,
события последних лет
Утверждение, согласно которому именно люди делают историю, не ставится под сомнение. Однако какова роль выдающихся личностей в общей человеческой деятельности? На сей счет существует множество точек зрения.
Как образно выразился Л.Е. Гринин,
проблема эта из категории “вечных”, и
неоднозначность ее решения неразрывно
связана во многом с существующими различиями
в подходах к самой сути исторического процесса.
И спектр мнений, соответственно, весьма
широк, но в целом все вращается вокруг двух
полярных идей. Либо то, что исторические
законы (словами К. Маркса) “с железной
необходимостью” пробиваются
Цель данной работы – определить влияние личности на ход политической истории России.
На основе цели ставятся следующие задачи:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Рассмотрение проблемы роли
личности в истории требует сперва определить
само понятие “личность” в его социологическом
аспекте и проанализировать современные
трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой
Личность - это единичный человек как
система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных
связях, социальных институтах, культуре,
более широко - в социальной жизни. Такой
подход обеспечивает то, что ничто человеческое
(за исключением немного, сугубо инстинктивного,
чисто биологического) в том числе темперамент,
эмоции, присущие данному человеку, не
исчезают в личности. Вместе с тем, в личности
они представлены лишь в тех проявлениях,
которые значимы для социальной жизни. Индивид,
соответственно, - это единичный человек как
Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема “личность и общество”
а) Первый нацелен на осмысление
того, каким образом устроена социальная
жизнь, как социальные институты, общности,
общество в целом соотносятся с потребностями единичной
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.
Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.
Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развиты демократий и т.д.
На втором этаже реализуются относительно
спокойные, стабильные процессы социальной
жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость
б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских знаний.
Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при описании личности, связаны не только и не столько с тем, что социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.
Значительное большинство моделей личности (Лабриола, 1960; Самореализация..., 1979 и др.) рассматривают ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды, социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных структурах человека определенные типологические свойства.
Сейчас же (Сорокин, 1992; Эфендиев, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.) взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личность из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ю своих социальных ролей.
1.2 Факторы, определяющие
Воздействие всех типичных причин определяющих
роль личности, можно обозначить одним
термином - “фактор ситуации”. Он складывается:
а) из особенностей среды, в которой действует личность
(общественный строй, традиции, задачи
и т.п.; б) состояния, в котором находится в
Сила факторов в разных случаях может быть неодинаковой. Если рассматривать влияние личности на все человечество, то здесь будут важны пункты “в”, “г”, “д”; если причины - неудачи реформ, то “а”, “б”, “ж”, “з”. И т.п. В целом же чем больше из указанного благоприятствует личности, тем может быть важнее ее роль.
Анализ с позиции фактора ситуации позволяет не только объединить разные точки зрения, но и локализовать их, определив сферу действия, “урезать” их претензии. Кроме того, такой подход облегчает изучение конкретного случая (поскольку очерчивает круг вопросов, дает направление поиска и т.п.), нисколько не предопределяя результата.
Надо сказать, что, хотя в целом фактор
ситуации учитывается недостаточно, один
его момент - положение внутри общества
- ряд исследователей выделяет. Правда,
большей частью это носит характер попутных
и порой нечетких замечаний, однако так или иначе
они отмечают два главных состояния: 1) стабильности
и прочности; 2) нестабильности, хаоса, революций,
кризисов и т.п. При этом чем менее прочно
и устойчиво общество, чем больше там разрушены
старые конструкции, тем большее влияние может оказать
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
2.1. Взгляды историков на роль личности
Сложность и неоднозначность понимания проблемы роли личности в истории видна на примере того же марксизма, несмотря на то, что в нем, как известно, наиболее последовательно отстаивается главенство общественных законов над другими факторами исторического развития.
Наиболее системно высказал марксистские взгляды на эту проблему Плеханов в работе “К вопросу о роли личности в истории”. Тем не менее, у современных исследователей (Лукач, 1991; Арон, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.) некоторые моменты ее вызывают вполне резонную критику. Например, то что автор говорит почти только о великих и прогрессивных деятелях, в то время как гораздо больше было ничтожных, реакционных, кровожадных, безумных и т.п., которые играли часто весьма большую роль. Однако, главная ошибка в том, что он пытается видеть общественные законы неумолимыми, вечными, неизменными, отсюда принижение роли личности. Признавая развитие производительных сил главной, наиболее общей исторической причиной, он пишет: “Рядом с этой общей причиной действуют особенные причины, т.е. историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил данного народа и которая сама создана в последней инстанции развитием тех же сил у других народов, т.е. той же общей причиной”. “Наконец, влияние особенных причин дополняется действием причин единичных, т.е. личных особенностей общественных деятелей и их “случайностей”, благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию”. “Единичные причины не могут произвести коренных изменений в действии общих и особенных причин, которыми к тому же обуславливаются направление и пределы влияния единичных причин”.
Информация о работе Роль личности в политической истории России