Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:33, реферат
Целью написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Введение
1.Роль общения в личностном развитии человека………………………...5-19
1.1.Понятие общения, его виды и функции………………………….5-9
1.2.Классификация общения………………………………………….9-12
1.3.Техника и приемы общения…………………………………...….12-19
2.Общение как фактор формирования личности…………………………..20-35
2.1.Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности…………………………………………………………………20-26
2.2.Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности…………………………………………………………..26-35
Заключение…………………………………………………………….36-37
Литература
Министерство образования Российской Федерации
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Деловое общение
На тему: «Роль общения в развитии личности»
Выполнил: ст. гр. 21ПЗ-201
Пшакин А.А.
Бычкова Л.С.
Челябинск 2011
Содержание
Введение
1.Роль общения в
личностном развитии человека……
1.1.Понятие общения,
его виды и функции………………………….
1.2.Классификация общения……………
1.3.Техника и приемы общения…………………………………...….12-19
2.Общение как фактор
формирования личности………………………
2.1.Развитие личности
в процессе общения. Личность в общении и деятельности………………………………………………
2.2.Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер
Ю.Б. о роли общения в развитии личности…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература
Введение
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Проблема общения в развитии личности является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Целью написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности
Объектом работы является общение человека.
Предмет исследования: влияние феномена общения на развитие личности
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. дать понятие общению,
его видам, рассмотреть
2. изучить классификацию общения;
3. проанализировать особенности развития личности в процессе общения и определить личность в общении и деятельности;
4. раскрыть взгляды и труды ученых, таких как Выготский, Леонов, Гиппенрейтер о роли общения в развитии личности.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Роль общения в личностном развитии человека.
1.1.Понятие общения, его виды и функции.
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.
Андреева Г.И. полагает, что общение – более широкое понятие, включающее коммуникацию, как один из своих аспектов. Она предлагает следующую модель общения1:
Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены три взаимосвязанные стороны2:
Общение как сложное
многостороннее явление может рассматриваться,
с психологической точки
Общение включает в себя обмен информацией, мыслями, чувствами, духовными ценностями. Оно может осуществляться как в форме диалога, так и в форме монолога. Главный результат общения – доверие, возникающее между людьми. Потребность в общении – это базовая потребность человека. В общении мы получаем возможность высказать себя, найти своих единомышленников.
Как и всякое сложное явление, общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды3.
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения бывают вербальные и невербальные4. Основным средством общения является язык, который представляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т.д.
Способы общения могут
быть непосредственными и
Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые5. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.
Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, телевидение и т.п.).
Письменное речевое общение основано на использовании графических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека.
Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных – межличностный. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между ними.
1.2.Классификация общения.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию6.
Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека7. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение
формирует человека как
Выделяют два типа
коммуникаций – ролевые и личностные8. В ролевом общении люди действуют совместно
как представители одной социальной общности.
Например, ролевым будет общение учителя
со школьником, директора завода с начальником
цеха, тренера со спортсменом. Ролевое
общение регламентировано принятыми в
обществе правилами и спецификой обращения.
Личностное общение более свободно, не
связано общественными регуляторами и
ограничителями, зависит от индивидуальных
особенностей лиц, вступивших в контакт,
и взаимоотношений между ними. Примеры
личностного общения - дружеская беседа,
отношения между членами одной семьи.
Оба типа общения могут быть открытыми и закрытыми. Существуют и смешанные виды общения. Это «одностороннее выспрашивание» и, что чаще встречается во взаимоотношениях учителя и школьника, «нежелание учесть чужие обстоятельства». Однако эффективное общение успешно осуществляется только при открытости обеих сторон9.
При открытом общении обе стороны не скрывают свою точку зрения и готовы учесть позицию оппонента. Между ними в таком случае возникает психологическая совместимость. Совместимость - не одинаковость. Она может возникнуть между людьми разного пола, возраста, темперамента, между личностями, занимающими неодинаковое общественное положение. Но для совместимости необходимы взаимный интерес и обязательная взаимная уступчивость.
Разнообразное по содержанию,
цели, средствам общения так же
выполняет специфическую
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.