Роль общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Целью написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.

Содержание

Введение
1.Роль общения в личностном развитии человека………………………...5-19
1.1.Понятие общения, его виды и функции………………………….5-9
1.2.Классификация общения………………………………………….9-12
1.3.Техника и приемы общения…………………………………...….12-19
2.Общение как фактор формирования личности…………………………..20-35
2.1.Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности…………………………………………………………………20-26
2.2.Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности…………………………………………………………..26-35
Заключение…………………………………………………………….36-37
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат по деловому общению.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Кондиционное общение  создаёт состояние готовности к  научению, формулирует установки, необходимые  для оптимизации других видов  общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение  служит источником дополнительной энергии  для человека, своеобразной для его  «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

 Деятельное общение,  которое мы определяем как  межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой  развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение  служит само сохранению организма в  качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций.

Социальное общение  обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение  необходимо человеку для того, чтобы  обращаться и воспитываться в  результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение  помогает усовершенствованию средств  общения и совершенствованию  на базе их способности к самообразованию  и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться ещё  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.  

Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.

 

1.3.Техника и приемы  общения.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения –  это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение  в процессе общения, а приемы –  предпочитаемые средства общения, включая  вербальное и невербальное.

Под коммуникативной  компетентностью обычно понимается способность устанавливать и  поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное  общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Коммуникативная компетентность – это развивающийся и в  значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который  формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.

Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей.

Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу  владения вербальными и невербальными  средствами общения и может рассматриваться  как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и  исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.

Одной из задач коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки к настоящему времени имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций. Еще одним методом изучения коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Одним из параметров диагностики может являться количество используемых техник, другим – адекватность их применения. Конечно же, такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя. Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована, то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.

Одним из средств развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ). Это относительно новое научно-практическое направление психологии в настоящее время получает интенсивное развитие в качестве составной и важной части системы психологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем им присуща объединяющая черта – это средство воздействия, направленное на развитие тех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:

– выработка системы  навыков и умений общения;

– коррекция имеющейся  системы межличностного общения;

– создание личностных предпосылок  для успешного общения.

Анализ возможных воздействий  социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности, вернее, с началом этого процесса. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию «другого».

Овладение глубинным  общением является одновременно и средством, и результатом воздействия в  рамках СПТ.

Развитие личности состоит  не только в построении высших уровней  ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных.

Как установочное образование  понимает коммуникативную направленность и В.А. Кан-Калик. Понятие «коммуникативная направленность» используется как  синонимичное понятию «направленность  личности в общении». Под ней он понимает не только личностные, но и профессиональные установки человека, обеспечивающие возникновение потребности во взаимодействии с другими людьми, успешность этого взаимодействия, эмоциональное удовлетворение им в ходе обыденного или профессионального общения.

Таким образом, направленность в общении рассматривается исследователями  как устойчивая личностная характеристика, определяющая выбор (мотивов, целей, приемов  и способов общения), который совершает  личность постоянно в ситуациях  взаимодействия с людьми. Коммуникативная направленность является проявлением отношения личности к себе и к другим, проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны. Ценностно-смысловое содержание направленности в общении определяет все описанные выше личностные проявления. Именно на нем делает акцент С.Л. Братченко, описывая сущность Направленности в общении. Под ней он понимает совокупность более или менее осознанных личностных смысловых Установок и ценностных ориентации в сфере межличностного общения, индивидуальную «коммуникативную парадаму», включающую представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении. Можно полагать, что в форме смысловых установок выражается готовность личности к определенным образом направленному восприятию воздействий партнера, как и к определенным образом направленному поведению по отношению к нему. В целом, направленность личности в общении выявляет себя в мотивах, целях, средствах и способах общения. В таком качестве она есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению, а также к самой себе. Теоретической основой анализа направленности личности в общении и выделения ее видов служит для С.Л. Братченко концепция диалога (М.М. Бахтин, М. Бубер, А.У. Хараш и др.). Он выделяет шесть видов направленности в общении, сущность которых представляет следующим образом8.

Развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего  набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных  составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Далее речь пойдет о перцептивной стороне общения, поэтому, коротко остановимся на коммуникативной и интерактивной сторонах.

Коммуникация в межличностном  общении не тождественна просто обмену информацией, поскольку:

– между людьми возникают  определенные межличностные отношения;

– эти отношения изменчивы;

– «мысль не равна прямому  значению слова».

Особой спецификой человеческой коммуникации является наличие барьеров, препятствующих проникновению информации. Появление барьеров, впрочем, вполне логично, ведь коммуникация – это воздействие. В случае успешного воздействия у человека могут произойти какие-либо изменения в представлении о мире. Не каждый готов к этому и хочет этого, ведь подобные изменения нарушают его стабильность, мнение о себе, других людях, поэтому человек будет защищаться от воздействия.

Вполне понятно, что  не каждое воздействие в общении  является угрожающим. Напротив, существует большое количество ситуаций, в которых получаемая информация является позитивной, укрепляющей позиции человека, дарующей ему эмоциональное удовлетворение. Таким образом, человек должен уметь распознавать полезную и вредную информацию. Каким же образом это можно сделать?

Проследим за появлением барьеров. Речь в человеческом общении  является основным способом воздействия. Если слушающий максимально доверяет говорящему, то он полностью принимает  мысли говорящего, защищаясь же от воздействий говорящего, слушающий «отпускает» ему доверие очень осторожно. Следовательно, не всякий говорящий внушает и воздействует, сталкиваясь со встречной психологической активностью, которая и является основой возникновения барьеров на пути коммуникации. К этим барьерам можно отнести: избегание, авторитет, непонимание. Таким образом, способами защиты от воздействия являются:

– избегание соприкосновения  с источниками воздействия;

– учет только авторитетной для человека информации;

– ориентация на собственную культуру, логику, стиль, язык и непонимание чужого языка, семантического поля, стиля и логики.

Соответственно для  преодоления барьеров необходимо:

– привлечь и удержать внимание партнера по общению;

– использовать универсальный  механизм обратной связи с целью уточнения понимания ситуации, слов, чувств и логики собеседника;

– информация и ее носитель должны быть авторитетны для слушающего.

Рассматривая интерактивную  сторону, исследователи изучают  различные типы ситуаций взаимодействия в ходе общения. В самом общем виде можно выделить дихотомическое деление на конкуренцию и кооперацию, предложенное Дойчем. Различные типы взаимодействий можно фиксировать с помощью наблюдения. В одной из наиболее известных схем наблюдения, разработанной Р. Бейлсом, выделяются следующие категории, при помощи которых можно описывать взаимодействие: область постановки проблемы, область решения проблемы, область положительных эмоций, область отрицательных эмоций. Рассматривая интерактивную сторону общения, необходимо учитывать параметры и характеристики ситуации, в которой происходит взаимодействие. В настоящее время ситуативный подход, в котором отправной точкой анализа общения выступают параметры ситуации, получает все большее развитие.

 Применяемые на  практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны  и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита  обратная связь, а само общение нередко  имеет чрезмерно эмоциональный  характер. С возрастом эти особенности  общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения  проявляется на этапе пред-настройки  в выборе тона высказывания и в  специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

 

 

Информация о работе Роль общения