Роль речи в межличностного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:11, реферат

Описание

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера по общению.

Работа состоит из  1 файл

Межличностное общение.docx

— 307.66 Кб (Скачать документ)

Умение  слушать.

Умение слушать  особенно важно в общении, когда  люди выражают свои истинные чувства  и проявляют свое отношение к  собеседнику и предмету беседы. Слушание - активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение и в том, что оно требует определенных навыков.  
Что касается вербальной части активного слушания, то здесь можно выделить : 

1. Поддержку  типа "да", "угу", повторение  в виде эха. 

2. Выяснение  - обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Для выяснения слушающий использует вопросы, уточняющие первоначальное сообщение. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности. Желательно, чтобы вопросы носили открытый характер, то есть не приводили к однозначным ответам типа "да" или "нет".  

3. Парафраз (переформулирование) - значит сформулировать ту же мысль иначе, т. е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник. Переформулирование можно начать следующими словами: 
- Как я понял вас... 
- Как я понимаю, вы говорите... 
- По вашему мнению... 
- Другими словами, вы считаете... 
Слушающий должен уметь выразить чужую мысль своими словами. Буквальное повторение слов собеседника - большая помеха в общении. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства. В начале беседы более полно, далее, - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему самым главным. Необходимо для того, чтобы в случае неправильного или неточного понимания партнер мог внести дополнения и изменения. После особенно длиной реплики собеседника уместно подведение промежуточных итогов. 

4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Оно дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и помогает гово-рящему понять, насколько хорошо он сумел передать свою мысль. 
Типичными вступительными фразами мо-гут быть следующие: 
- Вашими основными идеями, как я понял, являются... 
- Если подвести итог тому, что вы сказали... 
5.Дальнейшее развитие мыслей собеседника - только в рамках высказанного собеседником смысла. В противном случае это приводит к игнорированию. 

6. Отражение  чувств. В этом варианте активного  слушания акцент делается на  отражение слушателем чувств, выраженных  говорящим, его установок и  эмоционального состояния. Отражение  чувств важно и слушающему, и говорящему - позволяет полнее осознать свое эмоциональное состояние. При отражении чувств следует, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость). Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника. В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего. И последнее, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам. Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими: 
- Мне кажется, что вы чувствуете... 
- Вероятно, вы чувствуете... 
- Вы несколько расстроены...
 

Не способствуют эффективному общению: 
1. ИГНОРИРОВАНИЕ - высказывание суждений, исходя только из своих интересов, мыслей, идей, предположений, не обращая внимания на мысли или чувства, выраженные собеседником. 

2. ВЫСПРАШИВАНИЕ  - слушающий своими вопросами пытается направить ответы собеседника в нужную ему сторону, причем намерения выспрашивающего остаются неясными. 

ПРИНЦИПЫ ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ 
1. Если ты не готов слушать сейчас, дай об этом знать. 
2. Старайся сконцентрироваться на человеке, который говорить с тобой, обращая внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позы и т.п. 
3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь . 
4. Не давай оценок 
5. Не давай советов. 
6. Если ты не сказал человеку о его достоинствах, не рассчитывай, что он захочет услышать о своих недостатках.

Понятие социальной перцепции.

Восприятие и  познание людьми друг друга подчиняется  общим законам восприятия - одного из важных познавательных процессов. Процесс  восприятия позволяет нам упорядочивать, структурировать мир вокруг нас, иными словами, придавать ему  то или иное значение. Поэтому следует  начать с указания на уровни структурирования мира. 

1. Селекция. Процесс  восприятия начинается с выбора  объекта, на который стоит обратить  внимание. Имеется несколько факторов, влияющих на этот выбор: 
* более интенсивные стимулы легче привлекают внимание; 
* повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; 
*КОНТРАСТНЫЕ и/или изменяющиеся СТИмулы легче привлекают внимание. 
Селекция - не объективный процесс. Он опосредован субъективным опытом, интересами, знаниями и т.д. 

2. Организация.  Процесс восприятия состоит и  в упорядочивании объектов с  тем, чтобы придать этому порядку  определенный смысл. Примером  может служить мелодия среди  хаоса звуков или распознавание  того или иного значения синонимов.  Процесс организации может оказаться  довольно сложным.  

3. Интерпретация.  Имеется несколько факторов, влияющих  на то, как мы понимаем то, что  воспринимаем: 
* Прошлый опыт.  
* Убеждения по поводу того, как люди должны себя вести или ведут себя обычно; 
* Ожидания того или иного поведения со стороны других людей. 
* Знания о воспринимаемом предмете. 
Все эти факторы нередко ведут к искажению восприятия..

Что влияет на процесс  межличностного восприятия?

1. Социальные  роли. Универсальность социальных  ролей объясняется связью их  происхождения с принципами организации  общества - генетическим, родственным,  профессиональным и т.д. Поэтому каждый человек является носителем целого репертуара ролей: 
* дитя, старик, мужчина, женщина - роли, данные нам биологически; 
* мать, отец, сын и т.д. - роли, определенные связью (в данном случае родственной) с другими людьми; 
* учитель, врач, менеджер - роли, задаваемые содержанием профессиональной деятельности.

Определение того, что такое социальная роль, включает в себя несколько пунктов: 
* сущность социальной роли, ее содержание не зависят от индивидуальности человека; 
* однако содержание социальной роли рождает определенные требования к ее носителю, которые обусловлены ожиданиями со стороны других людей: "оценка" исполнителя зависит от того, насколько полно он оправдывает эти ожидания; 
* исполнение социальной роли связано с индивидуальными психологическими особенностями человека - сущность социальной роли "мать" внеиндивидуально, но нет двух одинаковых матерей. 
Влияние социальной роли на межличностное восприятие может заключаться в следующем: 
* ожидания со стороны окружающих не четко определены (ролевая неопределенность); 
* носитель роли может имеет разные ожидания со стороны тех, с кем вступает в контакт (ролевая перегрузка); 
* т.к. у человека всегда больше, чем одна роль, их характеристики могут приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт). 

2. Самооценка. Самооценка - это компонент образа-Я, отражающий мнение человека по поводу собственной ценности. Люди с низкой самооценкой склонны иметь на себя негативный взгляд. Они испытывают чувство зависимости, имеют трудности в общении, сомневаются в своих силах. Высокая самооценка, напротив, дает возможность человеку чувствовать себя уверенно, независимо, комфортно. Хотя считается, что иметь высокую самооценку предпочтительнее, т.к. она ассоциируется с лучшими результатами в работе и получении от нее большего удовлетворения, новейшие исследования позволили выявить и некоторые ее изъяны. Например, люди с высокой самооценкой имеют тенденцию проявлять эгоизм и хвастливость в ситуациях, где они испытывают давление. Таким образом, высокой самооценка, как и многое другое хорошее в жизни, должна быть в меру. 
Самооценка возникает под влиянием обстоятельств и того как к нам относятся окружающие. Важно, однако, при этом понимать, что влияние на самооценку оказывает мнение не всех людей, а только тех, которых человек относит к своей референтной группе. Референтной группой называется реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении.

Информация о работе Роль речи в межличностного общения