Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 22:35, реферат
Личность – это целостность отличительных способностей и выполняемых социальных функций человеком, особенное качество, приобретаемое индивидуумом благодаря общественным отношениям.
Общество и социальная среда способны повлиять на личность, угнетая или развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем больше ценится человек как личность, и наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
Введение 2
ГЛАВА I 4
1. Понятие личности 4
2. Социальная роль и поведение человека в группе 6
ГЛАВА II 8
1. Формирование личности в сферах труда, общения и познания 8
2. Ролевая автономность личности, степень овладения ролью и ролевое поведение 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы: 15
Введение 2
ГЛАВА I 4
1. Понятие личности 4
2. Социальная роль и поведение человека в группе 6
ГЛАВА II 8
1. Формирование личности в сферах труда, общения и познания 8
2. Ролевая автономность личности, степень овладения ролью и ролевое поведение 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы: 15
Введение
В данной работе мною была рассмотрена тема «Личность и её социальная роль». Общество на любой ступени своего развития и в любом своём проявлении – это сложное соединение множества различных связей и отношений людей. Жизнь общества не ограничивается жизнью составляющих его индивидов. Сложное и противоречивое сочетание человеческих отношений, действий и их результат – это есть то, что составляет общество.
Личность – это следствие жизненного становления человека, путём преодоления трудностей и накопления жизненного знаний, личность является фундаментом для эволюции общества.
На протяжении XIX века личностные черты индивидуума длительное время приписывали наследственности. Считалось, что предки и гены определяют, станет ли человек великой личностью или нет.
В первой половине XX века первоначальные взгляды были пересмотрены. Оказалось, что врождённая гениальность не гарантирует того, что человек станет великим. Решающую роль играет среда, в которую попадает человек после рождения, и именно от среды зависит становление человека, как личности. Личностью становятся, ею не рождаются. [2]
Личность – это целостность отличительных способностей и выполняемых социальных функций человеком, особенное качество, приобретаемое индивидуумом благодаря общественным отношениям.
Общество и социальная среда способны повлиять на личность, угнетая или развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем больше ценится человек как личность, и наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится давать оценку свои действиям со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность представляет таким механизмом, который позволяет объединить своё «я» и собственную жизнедеятельность, контролировать нравственную оценку своих поступков.
Необходимо использовать ролевое поведение в качестве механизма адаптации к определённым социальным ситуациям. Это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Рассмотрим подробнее личность, её социальную роль и поведение человека в группе, а также её формирование и ролевую автономность личности.
ГЛАВА I
В основе личности лежит устойчивая система социально – значимых черт, выраженная в активном участии общественно – экономической и культурной жизни общества, оказании определенного воздействия на происходящие в обществе события.
Роль общества такова, что она создаёт нужные условия для проявления личности и реализации её возможностей и создании преград на этом пути.
Жизнь каждого человека, условия её развития и деятельности специфичны. Поэтому каждый человек имеет уникальный набор психологических и физических особенностей, принадлежащих только ему: психических состояний; психических свойств – качеств; психических образований.
Целостность унаследованных и выработанных человеком психологических и физических черт, которые выделяют его среди других людей, определяет его индивидуальность.
Индивидуальность – это такие особенности человека, которые выделяют его среди других людей. Это характерно не только для памяти, воображения, внимания, но и отношений, реакций на те или иные жизненные явления.
В это же время, человек является членом общества, занимает в нём определенное положение и связан с ним различными отношениями. В ходе своих отношений к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек открывает и создаёт свою индивидуальность и воспринимается обществом как личность.
Личность – это конкретный человек, обладатель индивидуальности, определенного социального положения в обществе. Внутренняя зрелость личности выражается в в его действиях и поведении. [1]
Сущность личности составляет её социальное качество. Личностью возможно стать по отношению к миру, к тому, что вокруг тебя. В коллективе личность старается сохранить свою индивидуальность. Любое ограничение или притеснение индивидуальности вызывает негодование человека.
Способность регулировать своё поведение, определяется степенью самосознания личности, которое не только индивидуально, но и социально. Для того чтобы понять человека как личность, следует знать его социальную среду, природу его взаимоотношений с реальным миром. Эта картина формируется в таких социальных группах как, семья, друзья, коллеги по работе и учёбе.
Сила и слабость личности относительны. Они определяются, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с другой – степенью самопознания.
Личность независима и велика, если она ощущает себя личностью. Но такое ощущение не только индивидуально, оно ещё и социально, и исторично. Только при выполнении таких условий, мы имеем морально свободного человека в свободном обществе.
Огромную роль для развития личности играет самовоспитание, которое является целенаправленной деятельностью человека по совершенствованию. Самовоспитание зависит от окружающей среды, внутреннего мира человека, степени и специфики его потребностей, его ценностной ориентации.
В науке термин «роль» появился в 20 – 30 – е годы XX века, его ввели американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Последний предопределял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понимается какое – либо социальное место личности, а роль выступает как определённая демонстрация социального места. [4]
Выступая участником тех или иных социальных категорий, входя во взаимосвязь с различными индивидуумами, человек в каждом из этих обстоятельств, имеет ту или иную позицию (или статус) – место в определённой социальной системе взаимоотношений.
То есть, социальная роль – это единство требований (предписаний, пожеланий и ожидания соответствующего поведения), которые общественность предоставляет лицам, занимающим определённое социальное положение. Такие требования отображаются в определённых социальных нормах. Соответствующее исполнение норм и требований, соединённых с социальной ролью, обеспечивается системой социальных мер, как положительного, так и отрицательного типа.
Поведение человека кем – то и чем – то сподвигнуто, оно имеет своё направленное действие. Поведение человека в группе людей, имеющих общий вид деятельности, связано с местом человека в этой группе. Совокупный процесс создаётся из отдельных вкладов различных людей –участников данной группы. Такие вклады, которые ожидаются и вносятся участниками группы, именуются ролями.
У человека формируется своя картина мира во взаимодействии с другими людьми, индивид при этом выполняет определенные социальные роли. Поэтому, постичь личность можно через раскрытие этих ролей.
Любой человек актёр, за всю свою жизнь он играет множество видов ролей: школьника, студента, брата, мужа, учителя, мастера и т.д. Все перечисленные роли связаны с определённым положением человека в классе, в студенческой группе, в семье, в трудовом коллективе. Социальная роль – это общественная модель требуемого поведения, образец.
Роль создаёт не отдельный человек – исполнитель роли, ролевое положение диктуется ему группой, в которой он находится. Она независима от интересов и желаний человека.
Умение индивидуально работать с людьми, принимать во внимание их природные и личностные ресурсы, создавать условия для выражения способностей и дарований – всё это залог успешной работы руководителя с людьми.
Социальные роли кладут на плечи человека определенные обязанности, очерчивают круг норм поведения в группе, предоставляют ему права. Приходя в коллектив, человек тем самым по собственному желанию подчиняет себя, своё поведение функционально – ролевым предписаниям, которые вытекают из целей и строении организации, а также из ситуации, в которой организация находится.
Необходимость кем – то быть, играть определенные роли является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Без этого не может развиваться социальный организм, без этого невозможно и самовыражение индивидуума. [4]
Роль представляется как средство создания основы для деятельности человека, как фактор, формирующий его поведение. Познать личность можно лишь через раскрытие её социальных ролей.
ГЛАВА II
Человек не получает личность по наследству. Личность человека формируется по мере его развития, то есть в процессе общения с другими людьми и обогащения опытом предыдущих поколений, по мере освоения выполняемых им ролей. Принято считать, что свойства человека, его личность формируются и проявляются в трёх жизненных сферах: в труде, в общении и в познании. В каждой из этих сфер человек проявляет себя по – разному. Это зависит от его способностей, наклонностей, склада характера, воспитания, от его представлений о материальных и духовных ценностях, от его отношения к ним.
Огромную роль в формировании личности играет труд. Именно в непосредственной деятельности человек формируется как личность. Положительные индивидуальные качества личности обогащают весь коллектив, упрочняют общественные связи. Затирание индивидуальности равносильно потере творческого начала в трудовом коллективе. [5]
Руководитель должен уметь наблюдать поведение человека в конкретных ситуациях:
Ответы на эти вопросы
помогут узнать внутреннее содержание
человека, выявить его как
Однако факт поведения личности в конкретной ситуации ещё не объясняет причин поведения. Факт поведения – это следствие. Важно же найти причину такого поведения, выявить, какое значение для личности имеют данные события: вдохновляют или подавляют они человека, насколько отвечают его потребностям и интересам.
Раскрытие личностного смысла, причины того или иного поступка может дать истинное понимание самого человека. Видеть в каждом работнике человека, индивидуальность и личность – самое первое условие выбора нужных форм и методов воздействия на подчинённых.
Люди участвуют в трудовой деятельности, прежде всего из – за необходимости поддержания своей жизни, самовозобновления телесных потребностей. У человека существуют различные биологические и духовные потребности и, чтобы их удовлетворить, появляется необходимость в трудовой деятельности, а если к этому добавить разнообразие природных условий, то в совокупности это ведёт к возникновению многообразия различных видов труда.
В процессе труда человек
может быть исполнителем трёх главных
социальных ролей: руководителя, исполнителя
(подчиненного) и коллеги.
От субъекта труда, независимо от занимаемой
роли, требуется и ожидается, прежде всего,
чёткое знание своих обязанностей и своевременное
и качественное их выполнение. Каждому
работнику должно быть известно что, когда
и как делать.
Труд – это также определенные отношения: производственные, правовые, социально – психологические. В этих отношениях человек реализуется как субъект общения, удовлетворяет свои социальные и духовные потребности, такие, как чувство и сознание собственного достоинства, взаимопонимания.[2]
В процессе общения как
взаимодействии (вербальном, физическом,
невербальном) индивид может воздействовать
на мотивы, цели, программы, принятие решений,
на выполнение и контроль действий,
т. е. на все составляющие деятельности
своего партнера, включая взаимную
стимуляцию и коррекцию поведения.
В то же время общение – способ проявления
личных качеств человека, влияния его
на других людей.
В общении отмечаются три содержательных
аспекта:
Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку (или общению). Благодаря языку развивается человеческое мышление. Значение языка определяется, прежде всего, тем, что без него невозможна трудовая деятельность людей. Общение стимулирует развитие человека, так как обогащает его опытом социальной жизни. Чем шире общение, тем богаче личность, тем большую ценность и привлекательность она представляет. В процессе общения человек познает не только других, но и себя.
Общение – это сфера, в которой выявляется направленность интересов, возникают и проявляются всякого рода моральные и социально – психологические действия, конфликты, процессы. Вместе с тем общение может выражать устойчивую общность интересов, высокую сплоченность социальной группы. [2]
В общении людей большое значение имеет их речевая деятельность. Слово, речь, информация в зависимости от их содержания могут объединять людей и делать их целеустремленно активными или, наоборот, вносить разлад в их взаимоотношения, то есть стимулировать или тормозить их деятельность.
Искусство общения и овладение этим искусством – залог эффективного управления. Нельзя стать хорошим руководителем, не овладев искусством общения, не сформировав в себе способность привлекать людей. От умения руководителя ладить с людьми в значительной степени зависит его авторитет.
Информация о работе Ролевая автономность личности, степень овладения ролью и ролевое поведение