Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 22:35, реферат
Личность – это целостность отличительных способностей и выполняемых социальных функций человеком, особенное качество, приобретаемое индивидуумом благодаря общественным отношениям.
Общество и социальная среда способны повлиять на личность, угнетая или развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем больше ценится человек как личность, и наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
Введение 2
ГЛАВА I 4
1. Понятие личности 4
2. Социальная роль и поведение человека в группе 6
ГЛАВА II 8
1. Формирование личности в сферах труда, общения и познания 8
2. Ролевая автономность личности, степень овладения ролью и ролевое поведение 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы: 15
Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в человеческом мышлении. Человек познает окружающий мир двумя способами: чувственно и разумно (логически). [3]
Познание не ограничивается и не сводится к освоению профессии. Но профессия и квалификация человека во многом характеризуют его как личность. Познавательная деятельность повышает потенциал работника, его трудовая активность становится более результативной. Такой работник представляет большую пользу для коллектива и общества.
Настоящий руководитель не только поощряет познавательную деятельность подчиненных и создает для этого условия, но и сам обогащается знаниями.
Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей – необходимость кем–то быть, играть определённые роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.
Поведение человека начинается с выполнения определённой социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и своё место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует своё поведение. Совокупность основных, выполняемых данным человеком ролей, дает определённое представление о нём как о личности. Но для полной характеристики личности этого недостаточно. [3]
В соответствии с положением
человека в обществе у него формируются
определенные потребности, складывается
отношение к материальным, социальным
и духовным ценностям. Все это
предопределяет поведение человека,
влияет на качество выполнения роли.
Совокупность характеристик, определяющих
качество выполнения данным человеком
его социальных ролей, образует ролевую
автономность личности, которая регулирует
его поведение.
Ролевая автономность личности – это особенность исполнения роли личностью. Для каждого человека степень овладения ролью и ролевое поведение зависят от состояния психических параметров личности и от воздействия на нее социальной среды. Осознание человеком своего положения в обществе, своих потребностей и интересов, мыслей и чувств оказывает определяющее влияние на формирование его ролевой автономности и на его ролевое поведение.
Ролевое поведение личности
выступает прежде всего как «знание
роли». Весьма важно, чтобы каждый знал
свои обязанности и свои права. Однако
наличие знаний о роли еще не гарантирует
её выполнение.
Между знанием и выполнением есть промежуточные
звенья: «понимание роли», «ролевой навык»,
«отношение к роли», которые влияют на
выбор направления и на качество действия,
то есть на ролевое поведение. Понимание
роли может быть частичным, смутным, нечётким.
[5]
Ролевой навык зависит
от ранее приобретенного опыта. Его
часто употребляемые оценки и
самооценки: не освоился, не справился.
Отношение к роли имеет такие вариации:
умеренное, равнодушное, добросовестное.
Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по – разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью.
Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий – это реальность современного динамичного общества. Поэтому, для руководителя должно быть приоритетом – необходимость заботиться о создании производственной и морально – психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе изложено понятие, что такое личность – это выработанное понятие для описания социальной природы индивида, рассмотрения его как фигуру социокультурной жизни, самораскрывающегося в социальных отношениях, труде, общении.
Социальная роль – это полнота требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённые социальные позиции. Социальная роль обеспечивает такое поведение человека, которое соответствует нормам, принятым в обществе и в той среде, которой находится индивид.
Воздействие социальной роли на формирование личности огромно. Росту личности способствует её взаимосвязь с лицами, играющими целый ряд ролей. Чем больше социальных ролей способен воссоздать человек, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс становления личности представляется как динамика освоения социальных ролей.
Характерной чертой зрелой личности является не только свободный, осмысленный выбор социальных ролей, их точное и изобретательное исполнение, но и определённая обособленность, разница между ролью и личностью. Она даёт возможность взглянуть на своё поведение со стороны, оценить его с позиции групповых и общественных интересов, ввести необходимые поправки, а в крайних случаях – отказаться от недостойной роли.
Обобщив данные из изученного материала, можно сказать что, социальные роли как средство описания взаимодействия личности и общества позволяет во многом по – новому взглянуть на социальную жизнь, установить системы механизмов подключения личности к сложным социальным образованиям.
Список литературы:
Информация о работе Ролевая автономность личности, степень овладения ролью и ролевое поведение