Руководитель. Функции руководителя как субъекта управления. Типы руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание

В работе я использую такие книги: Питер Друкер «Эффективный управляющий», Дон Шминке «47 принципов древних самураев или кодекс руководителя», Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», Гольдштейн Г.Я «Основы менеджмента», И.П. Марченко «Какой руководитель нам нужен?», М. Вудкок и Д. Френсис «Раскрепощенный менеджер».

Содержание

Введение………………………………………………………..………..3
Теоретическая часть:
Шесть способов располагать к себе людей………………….…….. 5
Типы руководителей……………………………………….……….. 6
Стили руководства………………………………………….………. 9
Эффективность стиля управления……………………………….…. 12
Качества, необходимые руководителю………………………….. 14
Руководитель и лидер………………………………..…………… 18
Заключение…………………………………………………………......19
Список использованной литературы…………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)


Тульский институт экономики и информатики

 

Негосударственная образовательная

Организация высшего профессионального образования

некоммерческое партнерство

 

 

кафедра: Психология

учебная дисциплина: Этика и психология деловых отношений

 

 

 

Контрольная работа

на тему:  Руководитель. Функции руководителя как субъекта управления.

Типы руководителей.

 

 

 

                                                             

 

                                                Выполнил

                                                Студентка 3 курса гр.Тл БиА 09с. 

                                                Илюнина Ирина Викторовна

___________

                                                Проверил                   

                                                Роводитель Орлихина Марина Михайловна

____________

   

Тула,2009год.

                      

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………..………..3

Теоретическая часть:

Шесть способов располагать к себе людей………………….……..     5

Типы руководителей……………………………………….………..     6

Стили руководства………………………………………….……….     9

        Эффективность стиля управления……………………………….….  12

Качества, необходимые руководителю…………………………..      14

Руководитель и лидер………………………………..……………      18

Заключение…………………………………………………………......19

Список использованной литературы…………………………………20


Введение

 

Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей.

Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими.

Я считаю, что каждый руководитель, как раньше, так и сейчас, должен руководствоваться в своей работе не только знаниями, полученными в учебных заведениях, но и знаниями, которые он должен сам приобрести в процессе самообразования или процессе специального курса обучения. В своей контрольной работе я изложу несколько точек зрения, которые помогут понять, кто же такой руководитель, его качества, и все то, что позволяет руководителю добиваться успехов. Выбор стиля управления, который предстоит осуществить, повлияет не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на морально-психологический климат в коллективе.

В работе я использую такие книги:  Питер Друкер «Эффективный управляющий», Дон Шминке «47 принципов древних самураев или кодекс руководителя», Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», Гольдштейн Г.Я «Основы менеджмента», И.П. Марченко «Какой руководитель нам нужен?», М. Вудкок и Д. Френсис «Раскрепощенный менеджер».


Теоретическая часть

 

Руководители — это часть системы управления

 

Каждый начальник или руководитель должен ясно осознавать, что он является частью системы управления. Один из способов добиться этого заключается в том, чтобы своевременно разъяснять и доводить до сведения руководителей всех уровней политику компании и смысл ее действий. Очень сложно для начальника чувствовать себя частью системы управления, если он не знает причин, по которым компания пред­принимает те или иные действия. Также очень трудно для руководителя объяснить действия компании своим подчиненным, если он сам не знает их причины.


1. Шесть способов располагать к себе людей

 

Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» дает множество советов не только руководителям разного уровня, но и простым обыкновенным читателям о культуре общения, ораторском искусстве, о том, как расположить к себе людей. Так же эта книга богата примерами и жизненных ситуаций из жизни автора, его знакомых и других людей. Данная книга должна присутствовать в библиотеке каждого человека, а руководителя тем более.  Каждый руководитель должен руководствоваться шестью способами, как расположить к себе людей, которые помогут не потерять своего авторитета и завоевать доверие окружающих.

Шесть способов располагать к себе людей:

Правило 1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Правило 2. Улыбайтесь!

Правило 3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.

Правило 5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

Правило 6. Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

Также в этой книге приводятся двенадцать способов убеждать в своей точке зрения и девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.


2. Типы руководителей

 

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Таким образом, сущность деятельности руководителя состоит в организаторской работе. Это особый вид творческой деятельности, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются. Творческая сторона в труде руководителя развивается также и под воздействием НТР.

Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение, в том числе и внеслужебное. Поэтому он должен быть достаточно хорошо подготовлен не только профессионально, но и педагогически.

Дон Шминке в книге «47 принципов древних самураев, или кодекс руководителя» выделяет два типа руководителей: 1) руководитель-вор: присваивает себе деньги компании, покупает дорогие вещи и живет на широкую ногу; 2) руководитель-обманщик: заботится только о выгодах высшего руководства, не учитывая, какие трудности это создает коллегам[1].

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объёмом полномочий и возможностей.

К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что она интернациональна по масштабам,  требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.

Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей).

Основные функции высших руководителей организации состоят в формулировке её миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Эти функции и обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтому в крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за всё, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не ''боссами'', а первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимися его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённых руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.

Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководству организации), поощрять ил наказывать своих подчинённых.

Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых ''наверху'', и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям (называемым в западных фирмах менеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчинённых, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит к нему (и большинство начинает здесь свою карьеру). Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач: мастера решают проблемы в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более двух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками.

Помимо официальных обязанностей, закреплённых в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, успехах, взаимоотношениях в коллективе; оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия на себя их вины.

Руководитель должен избегать фаворитизма, нарушающего стабильность коллектива, знать об отношении к себе подчинённых и время от времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении.

Всё это важно, поскольку на практике не только подчинённые зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Кроме того, руководитель зависит и от своих коллег, начальников, деловых партнёров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.


3. Стиль руководства

 

Решение о возможности создания команды во многом за­висит от стиля  руководства. Стили могут классифицироваться по разным критериям:

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 1).

Рисунок 1 Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),
- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти),
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы),
- патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи", сотрудники неограниченно ему доверяют),
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Информация о работе Руководитель. Функции руководителя как субъекта управления. Типы руководителей