Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми - самое трудное и высокое из всех искусств.
Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.
Введение 3
1 Искусство строить отношения 4
2 Что такое лидер и лидерство 9
3 Критерии эффективности руководства 13
4 Творческие обсуждения 14
4.1 Как обсуждение сделать творческим 14
4.2 Метод распределения ролей 16
5 Методика 20
5.1 Тест "Умеете ли Вы слушать?" 20
5.2 Тест "Приятно ли с Вами общаться?" 22
Заключение 24
Библиографический список 26
Но такое обсуждение не возникает само собой. Его надо готовить. К нему надо приучать коллектив, воспитывать в нем привычку к тому, что каждое мнение сотрудника - это ценность, что оно будет выслушано и не отброшено без аргументов, а либо опровергнуто силой фактов и доказательств, либо учтено и принято.
4.2 Метод распределения ролей
Психологи утверждают, что во многих сферах деятельности нам стало не хватать конструктивных конфликтов идей, мнений и стилей мышления. Что сделать, чтобы их стало больше, как избежать при этом сопутствующих им деструктивных, межличностных и узкоместнических конфликтов?
Стоит попробовать у себя в коллективе метод распределения ролей. На первый взгляд он выглядит очень искусственно, но полезен тем, что приучает сотрудников, никогда не участвующий в дискуссиях, к стилю дискуссионного поведения по существу, он включает их в творческое обсуждение.
Чтобы организовать, а затем и управлять плодотворными обсуждениями, полезно заранее распределить роли между несколькими его участниками: два человека получают роли, находящиеся между собой в оппозиции, а третий - промежуточную роль. Таких триад может быть создано несколько.
Строго формальных правил построения ролевых триад не существует.
Каждый руководитель должен сам определить, исходя из спецификации
предмета обсуждения и конкретной ситуации, ролевой состав участников.
Триады ролей, распределяемых на различных этапах обсуждения.
Роль Действия Средства
Восприятие предмета дискуссии.
Интегратор – воспринимает предмет в целом и создает о нем обобщенное представление. Обобщенная информация, общенаучные понятия и категории, установка на решение проблемы в целом.
Аналитик – воспринимает специальный аспект предмета дискуссии, создает детальное представление об одной его стороне. Специальные знания, установка на решение узкой задачи.
Системный аналитик – функции те же, что у интегратора и аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.
Анализ предмета дискуссии.
Футуролог – дополняет имеющуюся информацию прогнозами, вводит предмет дискуссии в сценарий будущего, анализирует последствия и значение для будущего.
Интуиция, воображение, методы прогнозирования.
Историк – дополняет имеющуюся информацию ретроспективным анализом, выводит следствия о предмете дискуссии из прошлого, определяет происхождение, преемственность, историческое значение предмета дискуссии. Значение истории и развития предмета дискуссии.
Синхронист – на основе имеющейся информации создает вневременное представление о предмете дискуссии, описывает его общую структуру Функциональный анализ, обобщенное представление о предмете дискуссии, каким он есть, был и будет.
Оценка предмета дискуссии.
Оптимист – преувеличенно хвалит и наиболее высоко оценивает предмет дискуссии, склонен к рискованным поспешным действиям и выводам. Установка преувеличивать все положительное, отсутствие осторожности, приуменьшение риска и опасности.
Пессимист – осторожен в оценках предмета дискуссии, не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами, оценивает новые идеи наиболее низко. Установка преувеличивать все отрицательное, склонность к чрезвычайной осторожности.
Реалист – реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии, взвешивание риска. Установки, позволяющие не впадать в крайние оценки, владение способами, позволяющими компенсировать возможные отрицательные отклонения.
Принятие решения.
Критик – суммирует недостатки предмета дискуссии и формулирует решение "против" новой идеи, выдвигает обвинение. Вывод из анализа недостатков, их причин и следствий.
Защитник – суммирует достоинства и формулирует решение "за" новую идею, отклоняет обвинения. Вывод из анализа достоинств, их причин и следствий.
Судья – суммирует достоинства и недостатки, по возможности компенсирует недостатки достоинствами и выносит решение. Способы совмещения структур достоинств и недостатков.
В таблице указан рекомендуемый состав людей, однако, он является неполным и требует конкретной интерпретации со стороны руководителя.
Известно, что человек, постоянно исполняющий роль критика, обычно не пользуется популярностью в коллективе. Не очень-то жалуют и лицо, исполняющее роль "слепого" к недостаткам, следовательно, нужно следить за тем, чтобы исполнители ролей менялись от обсуждения к обсуждению.
При распределении ролей руководителю не рекомендуется выбирать для себя роль, находящуюся в оппозиции с другой, если на то нет веских оснований. Эти роли следует предоставить сотрудникам, а вот промежуточную роль или несколько промежуточных ролей лучше взять руководителю, так как его главная задача состоит в вынесении объективного вывода.
Обычно ролевая "оппозиция" помогает руководителю определить и учесть
весь диапазон мнений
и правильно выбрать свою
Заметим, что метод распределения ролей - это лишь один из подходов к воспитанию в коллективе постоянной потребности в творческих обсуждениях. По мере укрепления такой потребности необходимость в искусственном распределении ролей постепенно отпадает, дискуссии начинают активно развиваться под влиянием внутренних побуждений коллектива.
5 Методика
5.1 Тест "Умеете ли Вы слушать?"
Инструкция.
Отвечайте искренне. Зачем обманывать самих себя? Вы узнаете, насколько развито или не развито умение слушать.
1. Вам кто-то рассказывает забавный случай из своей жизни. Что Вы при этом делаете?
а) Вам приходит на ум нечто аналогичное.
б) Вы слушаете с интересом, но вскоре начинаете скучать.
в) Вы радуетесь за рассказчика, если события, о которых идет речь, приятные. Если же рассказанный случай не радостен, Вам становится за собеседника не ловко, и про себя Вы произносите: "И за чем он об этом говорит?"
2. Кто-то из пожилых родственников или близких Вам людей жалуется на плохое здоровье. Вам известно, причин для беспокойства нет (скажем, Вы знаете, что недавно пройдено медицинское обследование и ничего серьезного не обнаружено). Поэтому, слушая -
а) Вы лишний раз убеждаетесь, что пожилые люди склонны приписывать себе болезни, который у них нет.
б) Все-таки вызываете врача, демонстрируя заботу о близких.
в) Постараетесь проводить больше времени с этим человеком.
3. В компании друзей Вы обычно -
а) берете на себя роль лидера.
б) вставляете отдельные реплики, подливая "масла в огонь".
в) разговариваете только с тем, кто Вам интересен.
4. К Вам обратились за советом. Но едва Вы начинаете говорить, Вас перебивают и приводят свои аргументы. Что при этом Вы делаете?
а) Молча слушаете.
б) Испытываете раздражение: за чем же тогда к Вам обратились за советом.
в) Настойчиво пытаетесь отстоять свою точку зрения.
5. Ребенок собирается Вам что-то рассказать, но Вы спешите: вот-вот начнется телепередача. Как Вы себя при этом ведете?
а) Слушаете не внимательно, продолжая заниматься своим делом.
б) Бросаете все дела и слушаете.
в) Просите ребенка найти другой момент для откровений.
6. Вы с приятелем сидите в кафе и невольно слышите разговор за соседним столиком. При этом Вы:
а) прислушиваетесь к разговору, не перебивая спутника;
б) прерываете беседу и начинаете слушать вместе;
в) каким бы интересным не казался тот разговор, Вы забываете о нем, внимательно слушая только одного спутника.
7. Близкий Вам человек выглядит очень подавлено. При этом Вы-
а) ждете, пока он сам расскажет в чем дело;
б) пытаетесь узнать от общих знакомых, что случилось;
в) спрашиваете: "Ты чем-то расстроен?"
8. Ваш друг жалуется, что Вы уделяете ему мало внимания. Вы отвечаете-
а) "Не говори глупостей, ты же знаешь, как я к тебе отношусь."
б) "Ничего не могу сделать. Сам виноват!"
в) "Давай лучше выясним наши отношения."
Подсчитаем очки.
1. 5 1 10
2. 5 1 10
3. 5 10 1
4. 10 1 5
5. 10 1 5
6. 1 10 5
7. 5 1 10
8. 5 1 10
а б в
8 - 28 очков. Вы любите интересоваться чужими делами, легко поддаетесь эмоциям. Верите всему, что Вам говорят, и только потом понимаете, что Вас обвели "вокруг пальца". Вам надо быть более внимательным к другим людям.
29 - 49 очков. Вы очень отзывчивы к близким Вам людям, стараетесь быть им полезными, не скупитесь на советы. Остальные окружающие Вас вообще не интересуют. Задумайтесь об этом.
50 - 80 очков. Вы не эгоистичны, не навязчивы, не агрессивны, умеете внимательно слушать собеседника, в меру участвуете в разговоре. Даете возможность собеседнику высказаться. Все это заслуживает похвалы.
5.2 Тест "Приятно ли с Вами общаться?"
Если человек общителен, то это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. Посмотрите внимательно, разве мало вокруг таких людей? А Вы приятный собеседник?
Вы любите больше слушать, чем говорить?
Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
Любите ли Вы давать советы?
Если темы разговора Вам не интересны, станете ли показывать это собеседнику?
Раздражаетесь, когда Вас не слушают?
У Вас есть собственное мнение по любому вопросу?
Если тема разговора Вам не знакома, станете ли ее развивать?
Вы любите быть центром внимания?
Есть ли хотя бы три предмета, по которым Вы обладаете достаточно прочными знаниями?
Вы хороший оратор?
Если Вы ответили положительно на вопросы 1;2;3;6;7;8;9;10;11, можете засчитать по одному баллу за каждый из них.
1 - 3 балла. Трудно сказать, то ли Вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что Вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с Вами далеко не всегда приятно, а порой даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
4 - 9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к Вашей персоне.
9 - 11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без Вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли Вам иногда играть, как на сцене?
Заключение
Залогом всех успехов в деловых контактах является самая обычная вежливость. Именно она создает с первых же минут ту атмосферу, в которой только и возможно найти согласие с вашими собеседниками.
Не нужно "давить" на подчиненных голосом, наконец, намеками на свое начальственное положение. Существует такой закон физики: "Действие равно противодействию", - который вполне справедлив и в человеческих взаимоотношениях. Как убедительно показал в своей книге Дейл Карнеги, успех приходит лишь к тем, кто умеет делать своих собеседников своими сторонниками, доказав им обоюдовыгодность своих предложений. Идеалом является "ролевая" организация совещания.
Беседы помогают установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для руководителя в любой обстановке. Она также повышает деловые качества как руководителя, так и подчиненных. Беседы являются испытанным методом обмена информацией, необходимой для работы, и к тому же самым простым, доступным и результативным из всех известных методов. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения бесед помогают организовать дружный коллектив и его слаженную работу.
Информация о работе Руководитель. Проблема взаимоотношений руководителя с подчиненными