Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:32, реферат
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ…………….5
1. 1 Понятие самообразования……………………………………...5
1. 2 Понятие самообучения…………………………………………7
2. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ………………………………………9
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ…………………………11
2. 1 Адаптационная деятельность…………………………………12
2. 2 Интеграция обучения с самообразованием…………………..14
2. 3 Компьютеры и самообучение…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……...20
15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология и педагогика»
тема: «Самообразование: сущность, пути развития»
Студента Баёвой Елены Константиновны Шифр ФЗСС - 101102 Специальность 080507.65 «Менеджмент организации» Курс 4 Форма обучения: заочная Преподаватель: Зуева Е.Ю. |
Архангельск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ…………….5
1. 1 Понятие самообразования…………………………………….
1. 2 Понятие самообучения…………………………………………7
2. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ………………………………………
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ…………………………11
2. 1 Адаптационная деятельность…………………………………12
2. 2 Интеграция обучения с самообразованием…………………..14
2. 3 Компьютеры и самообучение…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……...20
ВВЕДЕНИЕ
Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование и самообразование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и совершенствование личности.
Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.
В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.
1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ.
1.1 Понятие самообразования
«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.
В обществе доминирует утилитарный взгляд на образование, отрицающий его внутренние ценности. Согласно современной точке зрения, образование является ценностью, имеющей огромное самостоятельное значение, а также ценностью, которая имеет огромное значение, как для личности, так и в развитии всего общества.
Принимая широкую трактовку образования, нельзя не согласиться с определением образования, которое сформулировал Сосницкий. По его мнению, оно является «определенным состоянием всей психики человека и, прежде всего определенным соотношением и связями его эмоций, воли и деятельности с его интеллектом».
Процесс образования, в котором участвует личность, может быть организован с помощью социальных инструментов, в основном школой, семьей, предприятием, отдельными личностями. Образование может быть получено и самостоятельно. Под самообразованием понимается получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Особые достоинства самообразования обусловлены именно его стихийностью, спонтанностью и динамикой. У настоящих самоучек эту динамику легко заметить: они не удовлетворяются достигнутыми целями, они их оценивают и оптимизируют. Самообразование достигает оптимального уровня в том случае, когда оно превращается в постоянную жизненную потребность человека, в принцип обучения в течение всей жизни.
Понятие самообразования связано с понятием самообучения, считал Добровольский, для которого самообразование — это получение общего образования, а самообучение — это получение профессионального образования. Другой точки зрения придерживался Владислав Окинский, который связывал самообразование с формированием личности в соответствии с каким-либо идеалом, а понятие самообучения — с самостоятельным приобретением только самих знаний. Поскольку эти разграничения имеют искусственный характер, можно считать, что самообучение — это самостоятельное расширение собственного образования, в случае если его не обеспечила школа.
Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Деминг еще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждается организация, так это не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании»
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.
1. 2 Понятие самообучения
Больше проблем вызывает определение термина «самообучение». До сих пор его отождествляли с термином «самообразование» или придавали ему весьма различные значения. Во избежание этой многозначности самообучение можно понимать как дополнение собственного образования личностью, которая по каким-либо причинам не могла приобрести его в школе. Такую личность мы называем самоучкой, в то время как трудно было бы назвать самоучкой инженера, который для расширения кругозора увлекается древнегреческой литературой или, исходя из практических потребностей, обогащает свои специальные знания.
Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.
Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
Определяя самообразование как управляемый самим субъектом процесс обучения, мы, по меньшей мере не исключаем самообразование из стен школы. Но не считает ли современная школа с ее односторонней установкой на получение молодежью как можно большего запаса знаний при минимальной самостоятельности получение образования лишь инструментом, дорогой к диплому для приобретения какой-либо профессии. В такой школе — а, как показывает критика школы в мировом масштабе, она является повсеместным явлением — имеет место обучение, контролируемое учителями, учебниками и постоянной информацией, черпаемой из учебных пособий, до момента «зачета», коллоквиума или экзамена по данному предмету. Такое обучение не создает условий для самообразования и даже не предусматривает его.
2. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Общая стратегия самообразования гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.
Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.
Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.
Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой о их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.
И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиови- зуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ
Следует отдавать себе отчет в том, что самообразование не находит полного понимания в современной дидактике и школе. Распространенная в широкой практике концепция школы полностью анахронична. Она отвечает тому времени, когда школа была местом для избранных, что способствовало ее авторитаризму. На страже дисциплины тогда стояли целые системы наказаний, такие изощренные и страшные, как ношение на спине унижающих человеческое достоинство надписей или получение волчьего билета. В век демократизации жизни, распространения просвещения и конкуренции для школы со стороны средств массовой информации такая анахроничная школа неприемлема. Педагогическая теория обнажила ее недостатки и объявила им войну. Одним из «фронтов» этой войны является создание современной дидактической теории, которая, не отказываясь от адаптационных функций школы, считает ее подготовкой к созидательным функциям, к чему ведет ступенчатое развитие учащегося в школе, наращивание и усиление самообразовательных процессов в гармонии с процессами общего и профессионального обучения. Второй «фронт» представлен инновационной деятельностью школ.
Информация о работе Самообразование: сущность, пути развития