Самообразование: сущность, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:32, реферат

Описание

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ…………….5
1. 1 Понятие самообразования……………………………………...5
1. 2 Понятие самообучения…………………………………………7
2. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ………………………………………9
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ В САМООБРАЗОВАНИИ…………………………11
2. 1 Адаптационная деятельность…………………………………12
2. 2 Интеграция обучения с самообразованием…………………..14
2. 3 Компьютеры и самообучение…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……...20

Работа состоит из  1 файл

самообразование.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Современная дидактика считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого этапа является подтверждением ценности обучения, его отсутствие в развитии личности ставит под вопрос ценности школьного образования. Формулируя этот тезис, мы, конечно, предполагаем, что школа имеет возможность соответствовать этим задачам, что были и есть такие школы, которые своим опытом подтвердили существование таких возможностей. Процесс подготовки молодежи к самообразованию состоит из трех этапов:

 

— адаптация, реализуемая в основном школой;

— интеграция обучения с самообразованием, осуществляемая в школе и вне ее;

— различные формы самостоятельной работы, связанные с творчеством.

 

 

 

3.      1 Адаптационная деятельность

 

 

Адаптационная деятельность — первый этап — является подготовкой к решению задач по самообразованию. На нее влияет вся система воздействия школы и собственной деятельности детей с целью:

 

— хорошего овладения детьми знаниями, умениями и навыками, создающими возможность контакта с культурой (чтение, письмо, счет);

— приобретения элементарных знаний о природе, обществе и культуре.

 

Следует обратить особое внимание на исключительное значение умения читать. Это умение, развитием которого занимались в прошлом и у нас и в мире очень настойчиво уделяется значительное внимание.

В настоящее время роль информации, путь к которой открывается прежде всего через чтение различных текстов, в жизни общества возрастает из года в год. Информационный сектор включает быстро развивающиеся профессии, которые занимаются созданием, переработкой и распространением информации, а также наиболее экономичным ее использованием, например, в просвещении, науке, административной деятельности, средствах массовой информации, экономике и банковском деле.

Чтение считают сейчас творческим процессом. Оно включает все сложные мыслительные процессы, которые активизируются при интерпретации понятий и значений, побуждаемой узнаванием печатных символов. Так, не все читатели находят на печатной странице одно и то же, к тому же часто они находят не то, что автор имел в виду, а то, что является в определенной степени личным восприятием, совершаемым читателем. Этот процесс часто может быть в высокой степени творческим. К навыку такого зрелого чтения приходят различными способами. Особенно важным является удачное преодоление ребенком трудностей первого этапа науки чтения. Умение хорошо читать основные слова, различать буквы и слоги, производить анализ и синтез, воспринимать написание букв, слов и предложений открывает путь к беглому чтению.

Беглое чтение опирается на точную идентификацию и узнавание слов, на рост запаса слов и понятий, что способствует пониманию читаемого текста и предотвращает путаницу в словах и значениях читаемого текста, а также формированию мотивации к чтению, заинтересованности читаемым текстом. Недостатки, приобретенные в этих трех направлениях на первой фазе обучения чтению, требуют переучивания, что само по себе относительно трудно и малоэффективно. Поэтому обучение чтению во всем мире доверяется высококвалифицированным учителям, специально подготовленным к этому обучению.

Хорошее владение умением читать, так же как и писать, говорить или считать, является, как это видно на примере чтения, результатом многих рациональных действий, в настоящее время, как правило, реализуемых школой. Эти умения открывают дорогу к самостоятельному мышлению, к использованию книг и журналов, к самостоятельной жизни, к контактам с другими людьми. Они являются условием формирования интереса к чтению художественной, научно-популярной и профессиональной литературы, к использованию атласов, словарей, энциклопедий или технической документации. Тем самым открывается путь к действительному самообразованию.

 

 

3. 2 Интеграция обучения с самообразованием

 

 

Интеграция обучения с самообразованием, вторая стадия развития самообразовательного процесса, находится на стыке адаптационной фазы и полного самообразования. Как переходная стадия она совмещает в себе процессы и первого и второго типа. Адаптация основана на расширении и совершенствовании под руководством учителей умений, необходимых в социальной и культурной жизни, а также на ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников, в то время как самообразование — на самостоятельном поиске собственных путей, направляемых индивидуальными потребностями, заинтересованностями и устремлениями личности. Эта стадия включает все школьные годы и основана в лучшем случае на ступенчатом развитии, когда по мере перехода в старшие классы расширяются области автономии и элементов собственного творчества за счет обогащения содержания занятий повторно-ассимилятивного типа. Картина такой интеграции обучения с самообразованием у разных людей очень различна: известны творцы в детском возрасте, но встречаются и выпускники различных школ, не полностью преодолевшие даже адаптационные процессы. Аналогичная картина с системами обучения: в некоторых странах особое внимание уделяется развитию самостоятельности и самообразования, в других самостоятельность мышления учащегося — залог его будущих неприятностей.

Важную роль в работе по самообразованию играют первые попытки, чаще предпринимаемые учащимися еще в начальной школе, особенно тогда, когда молодой человек не удовлетворен тем, что ему дает школа, когда он начинает самостоятельно искать ответы на вопросы и разрешать возникающие сомнения. Эти первые еще достаточно хаотические поиски, наткнувшись на преграды, быстро заканчиваются, а иногда перерастают в любимое занятие, которое своей яркостью затмевает все то, что дает школа.

На вопрос, возможна ли такая интеграция, и теория, и дидактическая практика дают положительный ответ. В теории обращается внимание на учет трех основных функций личности учащегося, к которым относятся: познание мира и себя самого, переживание мира и существующих в нем ценностей, а также изменение мира. Проблемами развития этих трех типично человеческих функций занимается теория многостороннего обучения. Эти три функции, такие важные для развития процессов обучения и самообразования, проявляются в трех типах человеческой деятельности. Процессы познавания прослеживаются в основном в интеллектуальной деятельности, переживание — в эмоциональной, а изменение мира — в практической деятельности, самой важной разновидностью которой является творческая деятельность.
При этом крайне важно, чтобы каждый тип деятельности по возможности многосторонне воздействовал на учащегося, и поэтому в каждом из них необходимо учитывать две стороны: ассимилятивную и творческую. Ассимиляция позволяет человеку знакомиться с соответственно выбранными направлениями науки, искусства и техники, а его самостоятельная и творческая деятельность в этих трех направлениях должна дать ему возможность попробовать и развить собственные силы и возможности.

Интеллектуальную деятельность учащийся осуществляет двояким способом. Прежде всего, он приобретает собранные человечеством опыт и знания с помощью учителя, дополняя их в лучшем случае собственной инициативой самообразования. Одновременно он сам решает — под руководством учителя или по своей инициативе — различные проблемы, касающиеся явлений природы и общественной жизни.

 

 

 

3. 3 Компьютеры и самообучение

 

 

В числе положительных моментов применения информационных технологий в образовании большинство ученых отмечают возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам и наличие обратной связи. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными токами зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. У обучающегося легче формируются навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Он может работать в своем индивидуальном темпе.

Однако, включение Интернета в учебный процесс имеет ряд проблем. Прежде всего, это проблема самой информации, находящейся в сети: она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на достижение отнюдь не образовательных целей, а, например, экономических, политических и др. Вторая проблема, как и при работе с бумажными носителями, связана с наличием соответствующей подготовленности к работе с такой информацией. Обучающиеся интерпретируют ее в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. адекватность восприятия информации будет зависеть от того, обучен или нет учащийся:

 

      аналитической работе с информацией;

      обладает ли критическим мышлением;

      обладает ли достаточными знаниями, чтобы произвести оценку достоверности информации;

      может ли соотнести новую информацию и имеющиеся у него знания;

      сумеет ли правильно организовать информационный процесс.

 

Третья проблема заключается в том, что компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения. Так, при изучении феномена потребности в «общении» с компьютером были обнаружены следующие особенности такого общения: выявилась потребность пользователя в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике; обнаружен феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности.

В качестве объяснения выдвигается гипотеза о проявлении у субъекта тенденции к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнение собственных интеллектуальных способностей и возможностей компьютерной системы.

В целом же, успешность работы с компьютером при самообразовании зависит, в первую очередь, от склонности к обучению. Люди, стремящиеся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, успешнее адаптируются в нашем быстро меняющемся мире. Они же более уверенно чувствуют себя при освоении компьютерных технологий, испытывают меньшую компьютерную тревожность. При углубленном подходе к обучению студенты довольно быстро начинают получать удовольствие от работы с компьютером, уровень компьютерной тревожности у них невысокий. Будучи склонными к углубленному обучению, они активно пользуются множеством компьютерных приложений.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Самообразование — это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека. Поэтому так называемое управляемое самообразование является не самообучением, а относительно самостоятельным учением под руководством другого лица (учителя, инструктора), которое влияет на цели этого учения, на его содержание, а также на методы или формы, Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки себе цели, но и труда, настойчивости в ее реализации. Истинный процесс самообразования встречается очень редко, но и в этом идеальном случае цели и содержание обучения подвергаются динамизации: достигнув более высокого уровня сознания, личность осуществляет их переоценку и совершенствование. Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его образования в течение всей жизни, основу его поведения и образа жизни.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Итак, мы пришли к выводу: самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития, как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

 

Информация о работе Самообразование: сущность, пути развития