Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа
Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие самооценки
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте
2.1.Программа исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Заключение
Библиография
Приложения
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1.Понятие самооценки 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14
Выводы 20
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.1.Программа исследования 22
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
Заключение 33
Библиография 34
Приложения 36
Известно, что самооценка как важнейшая
личностная инстанция оказывает
большое влияние на все сферы
жизнедеятельности личности, выступает
важнейшим регулятором
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. Данное обстоятельство позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в особенности формирования самооценки младших школьников.
Цель исследования - исследовать самооценку детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – самооценка детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи исследования:
-Изучить
содержания понятия «
-Изучить
психологические особенности
-Изучить
психологические особенности
-Провести
изучение особенностей детей
с различным уровнем
Гипотеза: Существуют различия в успеваемости у детей с различным уровнем самооценки.
Гипотеза: У детей из благополучных семей уровень самооценки выше, чем у детей из неблагополучных семей.
Гипотеза: Существует связь между оценкой учебного потенциала младших школьников педагогом и их самооценкой.
Методы исследования: теоретический анализ источников, тестирование, опрос.
В психологических
исследованиях как
Анализируя
исследования Е.В. Черносвистова,
Н.Г. Алексеева, Л. И.
Божовича, следует отметить,
что центральной характеристикой
любой личности является
« Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я –
КОНЦЕПЦИЯ», по мнению
знаменитого психолога
И. П. Шахова, это относительно
устойчивая и осознанная
система представлений
личности о себе, на
основе которой человек
строит отношение к
себе и свое взаимодействие
с другими людьми [12,
с. 59].
Процесс учения, учебные успехи и удачи, характер связей с одноклассниками (любят, уважают, дружат, не любят, избегают) создают основы для начинающегося формирования самооценки дошкольника.
Что же такое самооценка?
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Другими словами - это оценка самого себя.
Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные ее компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.
Самооценка бывает двух видов – адекватная и неадекватная.
Адекватная личностная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная самооценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире - своего места в жизни).
Адекватная самооценка позволяет строить эффективные планы на основе оных возможностей и с учетом оных ограничений.
Дети с адекватной самооценкой
склонны анализировать
Под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у ребенка может начать возникать неадекватная самооценка – повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие. Самооценка детей в дошкольном и младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходить не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.
Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.
К похвале воспитателя дети с
неадекватно завышенной самооценкой
относятся как к чему-то само собой
разумеющемуся. Ее отсутствие может
вызвать у них недоумение, тревогу,
обиду, иногда раздражение и слезы.
На порицание они реагируют по-
Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.
Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.
Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно
завышенная самооценка в старшем
дошкольном возрасте обусловлена некритичным
отношением к детям со стороны
взрослых, бедностью индивидуального
опыта и опыта общения со сверстниками,
недостаточным развитием
Младший
школьный возраст охватывает период
жизни от 6 до 11 лет и определяется
важнейшим обстоятельством в
жизни ребенка - его поступлением
в школу. В это время происходит
интенсивное биологическое
В этот период
возрастает подвижность нервных
процессов, процессы возбуждения преобладают,
и это определяет такие характерные
особенности младших
К 7 годам
морфологически созревают лобные отделы
больших полушарий головного
мозга, что создает основу для
большей, чем у дошкольников, гармонии
процессов возбуждения и
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
По мнению Л.И. Божович, возрастные особенности психики детей зависят, следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условиях протекает развитие детей, какое воспитание они получают. На разных ступенях развития человеческого общества, а в условиях классового общества и у детей, принадлежащих разным классам, в одном и том же возрасте наблюдаются различные психологические черты [1, с. 22].
Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста