Самооценка детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие самооценки
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте
2.1.Программа исследования
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Заключение
Библиография
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Я главная.docx

— 103.71 Кб (Скачать документ)

 

Исследование  проводилось на базе 2а классе Гимназии №45. В исследовании принимали участие учащиеся (8-10 лет) – в количестве 26 человек: 13 мальчиков и 13 девочек. В классе учатся 28 учеников: 15 девочек и 13 мальчиков; 24 человека – 2002 года рождения, 2 девочки – 2003 года рождения, 3 мальчика – 2001 года рождения. По состоянию физического развития; только 4 человека здоровы, остальные имеют различные отклонения в здоровье. Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания: в полных семьях живут 17 человек; многодетных семей в классе нет; 11 человек воспитываются в не полной семье. Отношения во многих семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство, принимают участие в школьной жизни, состоят в родительском комитете. Особенности внутри коллективных взаимоотношений учеников: между учениками уже прослеживаются признаки взаимопомощи, сплоченности; в классе выделен один лидер; психологический климат класса можно охарактеризовать, как положительный. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, общественно – полезному труду). Творческий потенциал: дети в классе очень активные, принимают участие во внеурочной и внеклассной работе. Традиционные мероприятия для класса: День именинника, походы в лес с родителями, поездки за пределы города Характеристика младших школьников по успеваемости: дети учатся выше среднего. Есть один отличник, 16 ударников, в остальных по одному.

Анализ  результатов исследования методики «Три оценки» А.И. Липкиной (Приложение 1).

Самооценка  младших школьников представлена в  таблице (Приложение 3).

По результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.1, можно сделать вывод, что  самооценка младших школьников завышена.

 

Завышенная  самооценка младших школьников: у 42% (11) учащихся;

Адекватная  самооценка младших школьников: у 39% (10) учащихся.

Заниженная  самооценка младших школьников: у 19% (5) учащихся.

Таким образом, по результатам проведенной методики «Три оценки» у большинства младших школьников завышенная самооценка – 42%.

Анализ  исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

Учащимся  необходимо было оценит себя по шкалам: I Здоровье; II Ум, способности; III Характер; IV Авторитет у сверстников; V Умение многое делать своими руками; VI Внешность; VII Уверенность в себе. I шкала не учитывается. Самооценка младших школьников представлена в таблице (Приложение 4)

По результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.2, можно сделать вывод, что  самооценка младших школьников адекватная.

Завышенная  самооценка младших школьников: у 38% (10) учащихся;

Адекватная  самооценка младших школьников: у 54% (14) учащихся.

Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся.

 

 

Таким образом, по результатам исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн у большинства учащихся адекватная самооценка – 54%.

Анализ  результатов исследования методики «Лесенка» Т.Д. Марцинковская.

Самооценка  младших школьников представлена в  таблице. (Приложение 5)

По результатам, приведенным в таблице, смотреть рис.3, можно сделать вывод, что  самооценка младших школьников адекватная.

Завышенная  самооценка младших школьников: у 31% (8) учащихся;

Адекватная  самооценка младших школьников: у 61% (16) учащихся.

Заниженная  самооценка младших школьников: у 8% (2) учащихся.

Таким образом, по результатам проведенной методики «Лесенка» у большинства учащихся адекватная самооценка – 61%.

Проведем  обобщение по всем методикам. На рис.4 видно, что у учащихся преобладает  адекватная самооценка – 51%.

Завышенная  самооценка младших школьников: у 37% (10) учащихся;

Адекватная  самооценка младших школьников: у 51% (13) учащихся.

Заниженная  самооценка младших школьников: у 12% (3) учащихся.

Таким образом, анализируя все наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. у младших школьников преобладает адекватная самооценка;
  2. также стоит обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, хоть это и является нормой для младшего школьного возраста, но эти дети нуждаются в коррекции самооценки.
  3. есть дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога – это дети с заниженной самооценкой;

Таким образом, целью нашего исследования было изучить  самооценку младших школьников. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №9 г.Златоуста, Челябинской области. В исследовании принимали участие учащиеся 2а класса – в количестве 26 человек: 13 девочек и 13 мальчиков. Проведя, исследование мы выявили, что в целом у младших школьников преобладает адекватная самооценка. Также есть дети, у которых самооценка завышена, и дети у которых самооценка занижена. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога.

 

Заключение

 

 

Следует отметить, что центральной характеристикой  любой личности является «Я-концепция». Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

У младших  школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону  неадекватного завышения или  занижения. Самооценка младшего школьника  динамична и в то же время имеет  тенденцию к устойчивости, переходит  в дальнейшем во внутреннюю позицию  личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется  крайне редко.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей и их отношение  к учебной деятельности.

В опытно-практической работе проведено диагностическое  исследование во 2а классе Гимназии №45 с использованием следующих методик:

  1. Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковская;
  2. Методика «Три оценки», А.И. Липкиной;
  3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Результаты  показали, что из 26 учащихся данного  класса: у 10 завышенная самооценка, у 13 адекватная самооценка и у 3 заниженная самооценка.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного  возраста.

Так как  учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать  их в учебном процессе. 
Библиография

 

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
  2. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопр. психол.- 2009ю- № 5.- с. 54-63.
  3. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. – С. 90-99.
  4. Г.М. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике - М, 2004. – 455 с.
  5. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. – 236 с.
  6. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 79.
  7. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1997. – 145 с.
  8. Маслова Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Нач. школа.- 2008.- № 3.- с. 27-30.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
  10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
  11. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. - №1. - С. 25-30.
  12. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – 2-е изд. доп. и переработ. (Учебно-методическое пособие). -  М.: МПСИ, 2002. – 144 с.

 

Приложения

Приложение 1

 

Стимульный материал к методике «Лесенка» Т.Д, Марцинковская

 

 

 

Приложение 2

 

Задание для  методики «Три оценки» А.И. Липкиной.

1. Ирина Николаевна — моя  тетя. Она живет в Москве в  Кузьминках.

2. Моя бабушка Анастасия Павловна  живет в Оренбурге. 

3. Наша соседка  Клавдия Васильевна Андреева  работает почтальоном. 

4. Виктор  Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей,  собака Дина и кот Ромка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Результаты  методики «Три оценки» А.И. Липкиной

Код

оценка учителем

оценка учеником

самооценка

1

АЛ

4

3

Заниженная

2

АЕ

4

5

Завышенная

3

ЕЕ

5

5

Адекватная

4

БА

3

4

Завышенная

5

БЕ

4

5

Завышенная

6

ЖЕ

5

5

Адекватная

7

ЗВ

4

5

Завышенная

8

КО

3

4

Завышенная

9

КМ

4

5

Завышенная

10

КД

4

5

Завышенная

11

КЛ

4

5

Завышенная

12

ЛА

5

4

Заниженная

13

МР

4

5

Завышенная

14

НН

4

4

Адекватная

15

СК

5

5

Адекватная

16

СЕ

4

5

Завышенная

17

СА

3

3

Адекватная

18

СД

3

4

Завышенная

19

ССе

3

3

Адекватная

20

Сан

4

4

Адекватная

21

СС

4

3

Заниженная

22

ТА

4

4

Адекватная

23

ТЕ

4

4

Адекватная

24

ЧД

4

3

Заниженная

25

ЯД

4

4

Адекватная

26

ЯС

5

4

Заниженная


 

Приложение 4

Результаты  исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн.

 

Код

II

III

IV

V

VI

VII

Общ.показ.

Кол.показ

самооценка

1

АЛ

70

72

99

100

100

100

541

90

Завышенная

2

АЕ

76

94

85

98

100

96

549

92

Завышенная

3

ЕЕ

70

71

82

63

77

77

440

73

Адекватная

4

БА

58

59

68

77

80

80

422

70

Адекватная

5

БЕ

95

75

99

98

87

99

553

92

Завышенная

6

ЖЕ

58

48

89

19

92

15

321

54

Адекватная

7

ЗВ

78

78

98

88

83

100

525

88

Завышенная

8

КО

76

66

79

80

72

79

452

75

Завышенная

9

КМ

75

83

78

98

96

82

512

85

Завышенная

10

КД

88

90

89

91

93

93

544

91

Завышенная

11

КЛ

97

98

96

93

100

96

580

97

Завышенная

12

ЛА

50

67

50

84

60

80

391

65

Завышенная

13

МР

48

44

39

57

69

70

327

55

Адекватная

14

НН

75

72

74

75

78

75

449

74

Адекватная

15

СК

72

50

92

72

50

92

428

72

Адекватная

16

СЕ

53

57

79

90

85

78

442

74

Адекватная

17

СА

92

44

100

59

40

92

427

71

Адекватная

18

СД

90

71

93

100

100

98

552

92

Завышенная

19

ССе

58

62

20

64

72

51

327

55

Адекватная

20

Сан

64

55

62

62

51

60

354

59

Адекватная

21

СС

38

52

20

61

48

50

269

45

Заниженная

22

ТА

66

51

75

63

71

70

396

66

Адекватная

23

ТЕ

68

65

63

74

75

78

423

70,5

Адекватная

24

ЧД

35

49

42

50

51

40

267

44

Заниженная

25

ЯД

78

62

61

75

63

65

404

67

Адекватная

26

ЯС

40

73

62

76

81

80

412

69

Адекватная

Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста