Самооценка молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить самооценку юношеского возраста и выявить особенности её развития.
Объект исследования: самооценка юношеского возраста.
Предмет исследования: сравнение оценки и самооценки юношеского возраста.
Гипотеза исследования: самооценка студентов неадекватна.
Базой исследования: явился Ейский морской рыбопромышленный техникум.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Общая характеристика самооценки молодежи……………………..…….6
Исследование самосознания в трудах отечественных
и зарубежных психологов………………………………………………….....6
Общее понятие самооценки в юношеском возрасте……..……………..…11
Глава 2 Выявление видов самооценок, преобладающих
в юношеском возрасте……………………………………………………...20
Диагностика инструментария исследования………………………………20
Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента………....21
Психолого-педагогические рекомендации
преподавателям ВУЗов……….……………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………..……….31

Работа состоит из  1 файл

самооценка молодежи.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

     Таблица 8

     Результаты  исследования 4 курса – оценка за посещение факультативов

Имя ученика Успеваемость Средний балл Оценка  учащихся Самооценка

(средний балл  за чтение и пересказ)

Вадим Г. 4555555 4,9 4,3 5
Вита  И. 554555555 4,9 4,3 5
Владик  Ж. 554545555 4,8 4,4 5
Алёна А. 444554543 4,2 4,6 3,5
Маша  А. 545455554 4,7 4,1 4
Настя Л. 545534544 4,3 4,5 3,5
 

     После обработки результатов, полученных в ходе исследования самооценки юношеского возраста можно подвести итог. 

     Таблица 9

     Самооценка  студентов 2 курса

Имя студента Самооценка  относительно успеваемости (успеваемость/факультатив) Самооценка  относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)
Андрей  З. Завышенная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Данил К. Адекватная/Адекватная Завышенная/Адекватная
Денис С. Завышенная/Завышенная Завышенная/Завышенная
Кристина  М. Адекватная/Завышенная Заниженная/Завышенная
Лиза  С. Адекватная/Адекватная Завышенная/Адекватная
Настя Ф. Завышенная/Завышенная Адекватная/Завышенная
 

     Из  данной таблицы видно что:

  1. у Андрея З. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению, относительно оценки учителя;
  2. у Данила К. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;
  3. у Дениса С. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;
  4. у Кристины М. самооценка – неустойчивая;
  5. у Лизы С. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к завышению относительно оценки учителя;
  6. у Насти Ф. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная.

     Итак, можно сделать вывод, что самооценка у студентов 2 курса в большинстве своём устойчивая, адекватная (3 человека), но имеющая тенденцию в некоторых случаях к завышению или занижению. У одного человека встретилась неустойчивая самооценка.

     Таблица 10

     Самооценка  студентов 3  курса

Имя студента Самооценка  относительно успеваемости (успеваемость/факультатив) Самооценка  относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)
Влад  Щ. Адекватная /Адекватная Адекватная/ Завышенная
Андрей  Б. Адекватная/Заниженная Завышенная/Заниженная
Андрей  К. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Лёня  К. Адекватная/ Заниженная Заниженная/ Адекватная
Марина  Л. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Паша  К. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная
 

     Из  данной таблицы видно что:

  1. у Влада Щ. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;
  2. у Андрея Щ. самооценка – неустойчивая;
  3. у Андрея К. самооценка – устойчивая, адекватная;
  4. у Лёни К. самооценка – неустойчивая;
  5. у Марины Л. самооценка – устойчивая, адекватная;
  6. у Паши К. самооценка – устойчивая, адекватная.

     К 3-му курсу самооценка у студентов приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования.

     Таблица 11

     Самооценка  студентов 4 курса

Имя студента Самооценка  относительно успеваемости (успеваемость/факультатив) Самооценка  относительно оценки других испытуемых (успеваемость/факультатив)
Вадим Г. Завышенная /Адекватная Завышенная/Завышенная
Вита  И. Заниженная/ Адекватная Адекватная/Адекватная
Владик  Ж. Заниженная/ Адекватная Заниженная/Заниженная
Алёна А. Адекватная/ Адекватная Адекватная/ Заниженная
Маша  А. Адекватная /Завышенная Завышенная/Завышенная
Настя Л. Адекватная/ Заниженная Адекватная/ Заниженная
 

     Из  данной таблицы видно что:

  1. у Вадима Г. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;
  2. у Виты И. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки учителя;
  3. у Владика Ж. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;
  4. у Алёны А. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки одноклассников;
  5. у Маши А. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;
  6. у Насти Л. самооценка – неустойчивая.

     В на 4-м курсе, наблюдается становление устойчивой самооценки с преобладанием неадекватного типа. Выявился один человек с неустойчивой самооценкой.

     Далее оценки самооценки учащихся можно охарактеризовать в следующих таблицах:

     Можно подвести итог:

  1. что на 2-м курсе самый большой процент завышенных самооценок;
  2. на 3-м курсе это соотношение сдвигается в сторону объективных самооценок и достигает почти 100% результата;
  3. на 4-м курсе процент завышенных и заниженных самооценок достигает одинакового уровня, но здесь можно и увидеть тот факт, что только на 4-м курсе начинают появляться заниженные самооценки.
 
    1. Психолого-педагогические рекомендации

преподавателям ВУЗов 

     В настоящее время перед современными учебными заведениями стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление студента в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современный ВУЗ призван разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в юношеском возрасте.

     В учебной деятельности у студента осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение студента среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности студент познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема 1):

Самооценка
Представления о себе Студент Отношение
Умеет анализировать свои поступки. Затрудняется  видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки. Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир.
Больше  ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых. Число осознаваемых качеств относительно невелико. Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.
Быстро  учится навыкам самоконтроля. Необходимо  руководство по формированию навыкам  самоконтроля. В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.
Формируется
В оценке деятельности самим ребёнком В общении  с другими людьми
 

     Схема 1 Представления студента о себе и его  самооценке

     Воспитывая  у студентов здоровую самооценку, преподаватель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

  1. спокойная уверенность в себе;
  2. спокойная самокритичность.

     Самооценка  юношеского возраста вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ. Поэтому преподаватель должен учитывать, что:

  1. конкретная самооценка студента развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие студента);
  2. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.
  3. сформировать адекватное самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.
  4. помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков студентов.

     Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у студентов Ейского морского рыбопромышленного техникума преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут преподавателям контролировать развитие здоровой личности студента и формировать у него адекватную самооценку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Нельзя  говорить о прочных чертах характера  и твердо сложившихся взглядах на жизнь у личности юношеского возраста. Но все же во многих случаях довольно четко можно проследить, в каком направлении развивается личность, насколько устойчивы ее положительные качества. Точно так же можно проследить появившиеся недостатки в поведении, ибо они свидетельствуют о развитии личности по нисходящей.

     По  итогам курсовой работы можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Была изучена самооценка студентов и выявлены особенности её развития в средне-специальном учебном заведении. По результатам исследования, можно сказать, что развитие самооценки студентов характеризуется наличием разнонаправленных тенденций.

     По  итогам экспериментального исследования видно, что на 2-м курсе наблюдается устойчивая адекватная самооценка, но есть тенденция к завышению и занижению.

Информация о работе Самооценка молодежи