Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:18, реферат
Форма временного существования самосознания двойственна (амбивалентна): в динамике сознания оно существует как сумма психических состояний, одновременно обладая преемственностью, устойчивостью и системной целостностью. Поэтому при анализе динамической структуры самосознания используются не одно, а два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».
Самосознание
и человеческое «Я».
Структура и функции
самосознания.
Форма
временного существования самосознания
двойственна (амбивалентна): в динамике
сознания оно существует как сумма
психических состояний, одновременно
обладая преемственностью, устойчивостью
и системной целостностью. Поэтому
при анализе динамической структуры
самосознания используются не одно, а
два понятия: «текущее Я» и «личностное
Я». Первое обозначает конкретные фазы
осознания себя в «текущем настоящем»,
то есть непосредственные процессы деятельности
самосознания. Понятие «личностного
Я» употребляется для обозначения
устойчивой структурной схемы
«Внешнее» и «внутреннее Я» взаимообусловлены и внутренне взаимосвязаны, но они не могут, конечно, считаться тождественными, так как «внешнее Я» - эмпирический наблюдаемый индивид, а «внутреннее Я» — всегда остается чисто психологическим феноменом.
Если видеть во «внутреннем Я» интегральную ось всех форм самовосприятия, личностное (персонифицирующее) единство самоотношения и самоотражения, то оно оказывается очень близким, а в некоторых отношениях тождественным самосознанию.
Уникальным
свойством самосознания является то,
что оно может выступать в
роли субъекта по отношению к самому
себе, оставаясь одновременно в системном
плане идентичным данному «субъекту»
объектом. Опираясь на это свойство,
и следует решать вопрос о соотношении
«внутреннего Я» и самосознания. Самосознание,
выступая в роли субъекта своего к
себе отношения, в роли объекта этого
же отношения может
Когда мы определяем ее как самосознание, то видим в ней, прежде всего, отношение; говоря же о ней как о «внутреннем Я», подчеркиваем ее интегративные функции, выделяем элементы соматической детерминированности, статичности, определенности, законченности, наличие своей собственной информации.
Нельзя,
конечно, понимать внутреннее, субъектно-объектное
отношение самосознания как нечто
голое, реляцию психики к себе
самой, своего рода, causa сui, отношение, не
имеющее своего предмета вне самого
себя. Это отношение, во-первых, существует
как внутренняя сторона субъективной
реальности, отражающей объективную; во-вторых,
его субстанциональной основой
является сам человек как
Самоотображение
свойственно всем уровням человеческой
психики: ощущению соответствует самоощущение,
восприятию - самовосприятие и т. д.
Причем, первичные формы
Это и
позволяет рассматривать
С помощью нашего «внутреннего Я» и осуществляется тематическая изоляция и последующая актуализация содержания процессов нашей психики, благодаря чему мы оказываемся способными знать о себе, анализировать и переживать себя как живое неповторимое целое. Определенная целостность органического и социального бытия индивида выступает в рамках субъективности как ее относительно устойчивый внутренний полюс, через который отражаются вторично и тем осознаются как свои все стороны, уровни и элементы мира психики. Подобная широта диапазона самосознания вытекает из интегративной природы его механизма, то есть из вовлеченности и в каждый его акт не только отдельных психических процессов или их комбинаций, но и всей личности, всей системы ее психологических свойств, особенностей мотивации, различных типов опыта и эмоциональных состояний.
Поскольку
самоотражаются все процессы сознания,
в том числе имеющие
Таким
образом, мы приходим к пониманию
сущности психологического механизма
индивидуального самосознания как
интегрированной в целостный
персонифицирующий центр
При анализе самосознания первым встает вопрос об осознании как многоуровневой системе, имеющей свою собственную содержательную и функциональную структуру. Если видеть в самосознании высший тип сознания - выделение отдельных уровней первого превращается, по сути дела, в содержательную классификацию перерабатываемой информации. Такого типа классификации, конечно, полезны при изучении самосознания социальнополитическими науками, но они мало помогают определению его внутренней структуры.
Если же самосознание — универсальный фактор человеческой психики, то тогда каждый ее уровень (от чувственной ступени до теоретического мышления) должен предполагать и включать соответствующий уровень самоданности. Несмотря на очевидную логичность, данный вывод еще практически игнорируется очень многими, особенно когда дело доходит до конкретного выделения основных составных частей в структуре самосознания. Традиция рассматривать самосознание как нечто «высшее» приводит к тому, что в его структуру включают преимущественно соответствующие «высшие» элементы сознания, пренебрегая всеми остальными, особенно теми, которые характерны для «низших» уровней психики.
Наиболее
известная в современной науке
модель структуры самосознания предложена
К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении
осознаваемых и неосознаваемых элементов
человеческой психики. К. Юнг выделял
два уровня ее самоотображения. Первый
- субъект всей человеческой психики
— «самость», которая персонифицирует
как сознательные, так и бессознательные
процессы. Самость есть величина, относящаяся
к сознательному «Я», — писал
К. Юнг, — как целое к части.
Она охватывает не только сознательное,
но и бессознательное и поэтому
есть как бы тотальная личность,
которая и есть мы. Второй уровень
- форма проявления «самости» на
поверхности сознания, осознаваемый
субъект, сознательное «Я», вторичный
продукт тотальной суммы
Похожей
схемой при определении внутренней
структуры субъективности пользуются
и «гуманистические психологи» (А. Маслоу,
Ш. Бюлер, Р. Мей и другие), влиятельное
направление современной
Самосознание
в обоих случаях оказывается
внутренне подчиненным, предопределенным
или «тотальностью», или совокупностью
органических «потенциальных возможностей»
глубинных слоев психики
Самые верные проявления рефлексивных способностей нашего «Я» связаны с отрицательным отношением человека к самому себе, когда, например, он может сказать: «Я ненавижу себя». Ведь ненависть является отношением противостояния, а между тем ненавидящее и ненавидимое «Я» совпадают в одном и том же человеке. Вероятно, именно поэтому ненависть столь неумолима и непреклонна. Несмотря на идентичность «я» — субъекта и «я» — объекта, все же необходимо их различать. Как мы уже указали, принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью».
Понять, что дает исходные импульсы индивидуальному самосознанию (нашей индивидуации) — «Я» или «самость», — весьма нелегко. С одной стороны, именно наше «Я» приписывает самость себе, а не другому «Я»; в этом смысле «Я» является исключающим принципом. С другой стороны, эта формальная функция свойственна всем «я», и их различие определяется различием между самостями, которые, следовательно, могут определять также способы, какими единичные «Я» выполняют свою функцию.
Чрезвычайно важно понять, что различие между «я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым; «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать за своей склонностью наблюдать, — и в этом случае то, что сначала было «Я» становится самостью. И «я» может также отождествиться с самостью - то, что сначала было самостью, становится «Я».
Совершенно
очевидно, что не все структуры
самости равно важны для «Я»,
стремящегося к идентификации: влюбленность
захватывает «Я» значительно
сильнее, чем зубная боль. Возможна
следующая классификация
На втором
- развивается механизм отражения
психикой своего личностного начала,
собственных эмоциональных
Поскольку на каждом уровне происходит становление одного из постоянных компонентов и способов функционирования самосознания, в его структуре можно выделить четыре соответствующих стороны, четыре типа специфических для него форм психической активности. Первую образуют элементы, через которые в самосознании индивида отражаются психосоматические процессы и реакции, обеспечивается постоянная чувствительность к собственной психике, к тому, как протекают в ней реакции ощущений, восприятий, переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь входят самоощущение, психологическое самовосприятие, первичное самопереживание и другие виды самочувствительности. С их помощью осуществляется цнтернализация результатов первичной активности и простейшая самоидентификация личности. Таким образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в форме чувственных данных о наличии, интенсивности и особенностях своих состояний и переживаний. Это необходимо, прежде всего, для эффективной саморегуляции всей нашей психики.
Вторая
сторона структуры
Информация о работе Самосознание и человеческое «Я». Структура и функции самосознания