Рефлексивная,
интеллектуально-аналитическая сторона
самосознания - важнейший компонент
его структуры, представляет собой
совокупность психических актов, в
основе которых лежит осознание
личностью содержания и характеристик
собственных мыслительных процессов
личности. Значение данной стороны
состоит, прежде всего, в том, что
она служит основанием и средством
теоретической ступени самопознавательной
деятельности. К рефлексивной стороне
можно отнести самонаблюдение, самоосмысление,
самоанализ, саморефлексию и т. д.
Своеобразным
синтезом трех рассмотренных выступает
четвертая сторона самосознания,
через которую осуществляется отражение
и корректирование обратных связей
психики с предметной и собственной
субъективной реальностью, а рефлексивные
когнитивные процессы выступают
в качестве начала контролирующего
и замещающего процессы эмоциональные.
В этом случае активность наших действий
определяется уже не извне, а исходит
из внутреннего импульса и направляется
не установкой, первично формирующейся
в процессе самого поведения, а установкой,
фиксированной в прошлом субъекта.
Здесь поведение свободно от побуждения
извне и по своему происхождению
является моментом внутреннего порядка.
Поэтому
именно с этой стороной связаны ведущие
социальные функции самосознания и,
в первую очередь регулятивноповеденческая
и мотивационная. Первая из них осуществляется
через многочисленные формы самоконтроля,
самоорганизации и саморегламентации
личности, чем предопределяются содержание
и направление ее тенденций к
самоизменению (обычно путем самовоспитания
и самоусовершенствования). Причем
строятся соответствующие интеллектуальные
операции на основе предварительных
актов самооценки и самокритики,
тем самым они и внутренне
оказываются неотделимыми от аксиологических
элементов структуры самосознания.
На более высоком уровне, когда
углубляется степень постижения
индивидом собственных импульсов,
желаний, эмоциональных состояний
и определяются подлинные потребности
и реальные возможности, целенаправленно-деятельная
сторона самосознания становится инструментом,
с помощью которого личность программирует
свои стремления к самоосуществлению,
постоянному самовыражению и
самоутверждению.