Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 14:23, реферат
Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.
Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.
II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)
совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.
Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) — часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).
Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) — часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.
Ана́мнез боле́зни (a. morbi) — часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.
Ана́мнез жи́зни (a. vitae) — часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.
Ана́мнез климати́ческий — см. Метеоанамнез.
Ана́мнез насле́дственный (a. hereditaria) — часть семейного А., посвященная заболеваниям родителей и других кровных родственников больного.
Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) — часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.
Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) — А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.
Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) — часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.
Ана́мнез социа́льный — часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную активность больного.
Ана́мнез спорти́вный — А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.
Ана́мнез фармакологи́ческий — часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.
Ана́мнез эпидемиологи́ческий
— А., собираемый в случае инфекционного
заболевания с целью установления возможного
источника инфекции и путей передачи ее
возбудителя.
Особенности методики
исследования ребенка
Всестороннее
внимательное исследование
Этапы исследования
ребенка
Исследование
ребенка распадается на ряд
этапов:
1) собирание анамнеза
общего (anamnesis vitae);
2) анамнеза заболевания
(anamnesis morbi);
3) объективного исследования
настоящего состояния больного (status
praesens);
4) дополнительных
исследований (лабораторные, рентгенологические
и т. д.).
Исследование
должно завершаться
Анамнез жизни
В связи с
тем, что разные возрастные
периоды имеют те или иные
особенности жизни ребенка,
Так, при выделении
анамнеза жизни у детей до 3
лет особое внимание следует
уделить особенностям:
1) пренатального периода;
2) интранатального
периода;
3) раннего постнатального
периодов;
4) анамнеза жизни
детей раннего возраста.
Необходимо подробно
расспросить мать о том, как
протекало развитие ребенка, о
характере его воспитания, узнать
о перенесенных заболеваниях, о
семейных заболеваниях, жилищно-бытовых
условиях, о вскармливании,
Особенно подробно
необходимо остановиться на
1) который по счету
ребенок, от какой
2) как протекала
беременность (токсикоз I или II половины
беременности - тошнота, рвота, отеки,
гипертония, нефропатия, эклампсия,
перенесенные вирусные
3) как протекали
роды, на какой день и с какой
массой выписали ребенка домой;
4) заболевания в
период новорожденности.
5) физическое и
психомоторное развитие
6) поведение ребенка
дома и в коллективе: отношение
к другим детям и взрослым;
7) особенности сна,
его продолжительность;
8) общие особенности
кормления на первом году
9) сроки прорезывания
зубов;
10) перенесенные
заболевания;
11) профилактические
прививки - против туберкулеза (БСЭ), полиомиелита,
стафилококка, кори, паротита, краснухи.
Реакция на прививки. Характеристика туберкулиновых
проб;
12) контакт с инфекционными
больными;
13) лечился ли
ребенок в стационаре?
Анамнез жизни детей
старшего возраста
При сборе анамнеза
детей старшего возраста
Уточняются следующие
сведения:
1) который по счету
ребенок? Особенности развития
в периоде раннего детства;
поведение ребенка
дома и в коллективе, для школьников
- успеваемость. Какие предметы предпочитает?
2) перенесенные заболевания
и хирургические вмешательства;
3) профилактические
прививки и туберкулиновые
4) половое развитие
ребенка (сроки появления
Дополнением к
анамнезу жизни является
1) состояние здоровья
родителей и ближайших
2) генеалогическое
дерево, начиная с больного ребенка
до дедушек и бабушек, до
братьев и сестер по
3) оценка материально-бытовых
условий.