Секты деструктивного культа: теория и практика компульсивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 17:44, реферат

Описание

В этой связи возникает вопрос: почему в Узбекистане, несмотря на созданные демократические условия для всех верующих, в последнее время стали появляться религиозные течения и организации деструктивного культа? По просторам Республики бороздят так называемые миссионеры различного толка, призывающие примкнуть к их течению, обещая взамен царство небесное, и утверждающие об истинности своей веры.

Содержание

Введение


1.АДДИКЦИЯ - как способ преодоления психологического дискомфорта………………………….6

2.Краткая характеристика

аддиктивной личности……………………………………….7

3.СЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА:

понятие, классификация и психодинамика…………12


Заключение


Список использованной литературы……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

факультет1.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

факультет:  психологии

кафедра: практической психологии

предмет: общая психология

Р Е Ф Е Р А  Т

на  тему: «Секты деструктивного культа: теория и  практика

  компульсивного поведения» 

П Л А  Н 

Введение 

    1.АДДИКЦИЯ -  как способ преодоления психологического  дискомфорта………………………….6

   2.Краткая  характеристика 

      аддиктивной личности……………………………………….7

    3.СЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО  КУЛЬТА:

  понятие,  классификация и психодинамика…………12 

Заключение 

Список использованной литературы……………………………………………………..20 
 
 

                     

                                                  «Большинство людей  в действительности  не хотят свободы

 потому  что она предполагает ответственность, 

а ответственность  большинство людей страшит».

З.Фрейд

Введение

 Согласно  Конституции Республики Узбекистан  религия в Узбекистане отделена от государства, а потому религиозные конфессии не могут организовывать  политические партии и вмешиваться в политическую жизнь страны. Но, наряду с этим,  созданы все необходимые условия, позволяющие   представителям  любых конфессий осуществлять   религиозные культы, соблюдать свои национальные традиции и обычаи.  Конфессиональная карта современного Узбекистана достаточно разнообразна и представлена такими  религиозными направлениями как православие, католицизм, лютеранство, иудаизм, кришнаизм,  бахаизм и др. 
 
 

Однако  основная часть населения исповедует традиционный ислам, основанный на юридической школе  халифитов, суфиев в сочетании с  исторически сложившимися своеобразными  традициями и обычаями. 

В этой связи возникает вопрос:  почему   в Узбекистане, несмотря на созданные  демократические  условия для  всех верующих, в последнее время стали появляться  религиозные течения и организации   деструктивного культа? По  просторам Республики бороздят  так называемые миссионеры различного толка, призывающие примкнуть к их течению, обещая взамен царство небесное, и утверждающие об  истинности своей веры. 

Зачастую под  этой, казалось бы,    благородной  и  высокодуховной заботой о заблудших, испытавших на себе разрушительное влияние безбожия или аспекты другой веры,    скрывается  намерение духовного порабощения, превращения его членов  в послушный механизм, лишенный воли и инициативы. А в  более глобальном масштабе – вовлечение региона в этнические и религиозные конфликты, превращение его в арену межэтнических и межконфессиональных войн.  
 

Способствует  ли  вовлечению в секты все  новых и новых членов  современная  реальность, ведь  жизнь стрессогенна, непредсказуема, а всем обратившимся  в секты обещают свободу, просветление, разрешение собственных проблем. Что это:    отголосок тоталитарного прошлого, существовавшее в течение 70 лет  табу на свободное вероисповедание и судорожное наверстывание упущенного в плане духовной жизни  или бегство в мир иллюзий от  непредсказуемого, меняющегося и, казалось бы, жестокого мира, где сложно найти себя и свое место в нем?

Попытаемся ответить на эти и многие другие вопросы  в пределах данной работы. Итак, начнем с основного: насколько люди предрасположены  к попаданию в секты и иные  организации деструктивного культа и как формируется аддиктивное поведение.   
 

АДДИКЦИЯ -

  как способ преодоления  психологического  дискомфорта

Мир счастливого  человека

 совсем  другой по сравнению с миром  несчастного.

Л. Витгенштейн

Как уже было упомянуто выше,   наше  время  характеризуется ускоренной динамикой изменений, к которым человек просто не успевает адаптироваться.  Каждый из нас  по-разному относится к  возникающим перед ним жизненным трудностям. Как правило, некоторые  находят в себе силы справиться с ними самостоятельно, либо обращаются  за  помощью к друзьям или близким. Однако существует определенная категория людей,   для которых  состояние психологического дискомфорта  является непереносимым. И именно такие люди находятся в интенсивном поиске быстрой защиты  от гнетущего состояния  пребывания в суровой действительности. Очень часто они прибегают к различным химическим веществам, меняющим их  физическое состояние или к способам  поведения, компенсирующим нехватку эмоционального комфорта.

Аддикция (от англ. addiction -зависимость)  - навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая его к определенной деятельности, можно сказать, что это стойкая  сверхценная,   трудноконтролируемая  привычка  или внутреннее побуждение к определенным действиям, которые для аддикта (зависимого человека) с точки зрения удовлетворения возникшей  потребности    имеет сверхценный характер.         

«Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения(…).  Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.» 1

Как мы видим, данный термин охватывает очень широкий  спектр человеческого поведения  и  сегодня   употребляется  не только для обозначения аддикций, связанных с применением фармакологических, химических  и иных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания), но и  применительно   к  социальным (поведенческим) аддикциям (интернет – зависимость, игромания, шопоголизм, гиперрелигиозность и т.д.). 

Несмотря на широту толкования, любое аддиктивное поведение  несет в себе  заранее прогнозируемый негативный эффект, который сопровождается  изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены и  раскаянием) и обязательно наступающим рецидивом.

Кратко резюмируя  вышесказанное, стоит особо подчеркнуть, что человек с аддиктивным  поведением  имеет слабый иммунитет  к  различного  рода   психологическим  нагрузкам, которые мешают ему адаптироваться  в социуме. В результате такого деструктивного поведения  происходит  расщепление личности и формируется Homo Addictus или Человек Зависимый.  

Краткая характеристика аддиктивной  личности

Homo Addictus  или аддиктивная личность  пытается приспособиться  к жизни в обществе, но в своих попытках ищет свой универсальный и слишком  односторонний способ выживания — уход от проблем. Как было сказано ранее, естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. И первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт такого человека может быть нарушен как по внутренним, так и по внешним  причинам. Всем нам знакомы перепады настроения, которые  всегда сопровождают нашу жизнь.  Однако степень реагирования у разных людей на эти состояния происходит по - разному. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные, незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. И в качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию (зависимость), стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.2  

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму  достигается с помощью различных  аддиктивных агентов. К таким  агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества,  а так же вовлеченность  в какие – либо виды активности (трудоголизм, компульсивный шопинг, сектантство, фанатизм и т.д.).  

Постепенно  способ аддиктивной  реализации превращается в цель. Стилем жизни  в этом случае становится постоянный уход от реальной действительности. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми3.    Известно, что процесс формирования личности сопровождает человека всю его жизнь и происходит в процессе накопления общечеловеческого опыта,  усвоения социальных норм, ценностей, знаний  и способов  деятельности.   Аддикт диаметрально противоположен в этом нормальному человеку, поскольку  отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения.   Потребность в самопознании, самоутверждении  лица с аддиктивными особенностями реализуется, прежде всего, в  контакте с аддиктивными агентами, а  не в общении с другими людьми.  Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.4

Вовлечение человека  в секту  деструктивного характера  так же может быть отнесено к  аддиктивному механизму реализации психологического  комфорта. В этом случае секта выступает как аддиктивный агент, которая  при помощи применения коррективных психодинамических техник воздействует на человека, изменяет его сознание и превращает в послушный механизм реализации своих далеко не безопасных для общества целей.   Компоненты аддиктивного поведения для любой зависимости имеют общий характер. Рассмотрим их динамику с точки зрения нашей тематики, а именно с позиции формирования аддиктивного поведения вовлеченных в деструктивные культы.

Основные  компоненты аддиктивного поведения 

  • Сверхценность или доминирование аддиктивного поведения по отношению к другим аспектам жизни.  Вовлечение в секту  – важнее всего: семьи, детей, родителей, друзей, карьерного успеха.  
  • Трудноконтролируемое внутреннее побуждение к деятельности, или же  попытки  как-то контролировать своё зависимое поведение  являются безуспешными. На этой стадии очень часто человек начинает обманывать сам себя. Мысли о том, что его деятельность является вредоносной, вытесняются, не допускаются до сознания, поскольку являются психотравмирующими, что для аддикта крайне нежелательно. Зачастую это подкрепляется рационализацией,  человек пытается объяснить своё поведение с помощью квазилогических объяснений: «Я  никому не приношу вреда», «Я спасаю свою душу», «А жить-то как?», и т.п.
  •  
    Заранее прогнозируемый негативный эффект: человек осознает, что его деятельность  является вредоносной, но продолжает вытеснять реальность из сознания.  Психика аддикта защищает его от переживаний, но позволяет человеку губить себя в целом.
  •  
    Изменение настроения: или «модификация настроения». Очень часто в культах искусственно создаются востребованные людьми эмоции и психологические состояния. В противовес реальности секты обещают «просветление» и решение всех имеющихся проблем.  Человек, погружаясь в атмосферу того или иного учения, испытывает удовольствие, достигает состояние эйфории, снимает напряжение, впадает в транс.  В результате возникает  нарушение  восприятия времени, изменяется мотивация (важен не результат, а сам процесс).  Аддиктивное поведение становится подкреплением положительной эмоциональной реакции.
  •  
    Снижение барьера самокритичности: человек себя прощает, оправдывает свое поведение  в собственных глазах.
  •  
    Рост толерантности: уделяется  всё больше  сил и времени аддиктивной деятельности: на этой стадии вся его деятельность,  он сам и все его имущество, финансы переходят в безраздельную собственность секты.  
  • Абстиненция (синдром отнятия): все мысли о том, что аддиктивное поведение нужно прекратить, приводят к подавленному настроению, дискомфорту. Если какие – либо обстоятельства или лица из ближайшего окружения способствуют отсечению аддикта от секты, он думает только об одном: как бы туда вновь вернуться.
  • Рецидив:  что бы не происходило, несмотря на активную деятельность окружающих аддикта близких и родных, или самостоятельные попытки покинуть секту очень часто он  вновь  возвращается к предмету своей зависимости, а зачастую его «собратья по вере» делают все возможное, чтобы вернуть «беглеца».

Исходя из анализа  причин зависимого (аддиктивного) поведения  следует вывод, что  механизмом его  формирования является низкая переносимость  индивидом фрустраций, неспособность к адаптации в социуме, избегание реальности, и преодоление психологического дискомфорта путем аддиктивной реализации: получением субъективных положительных эмоций, ведущих к  искусственному  изменению психического состояния. Именно такие люди чаще всего становятся потенциальными жертвами  различных религиозных сект и групп тоталитарного характера.  

СЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА:

понятие, классификация и  психодинамика

Только  фанатичная толпа легко управляема.

А. Гитлер

Человечество  столкнулось с сектами еще  во времена античности. Их влияние  на умы людей всегда было огромно, особенно это распространялось на людей  малообразованных, плохо  знакомых  с канонами традиционных религий. Всегда находились люди, «мессии», предлагавшие себя в качестве спасителей человечества и всегда находилось большое количество легковерных, идущих за ними во имя спасения собственных душ и всего мира.   

Существует достаточное  количество определений такого понятия  как СЕКТА, но до сих пор нет  единого толкования в понимании этого социального явления. Этимологически секта (от лат. secta - замкнутая группа людей) – означает обособившуюся группу лиц, замкнувшуюся на своих интересах (адвентисты, иеговисты, исмаилиты, вахаббиты и др.) Изначально слово «секта» было применительно к обособленной от той или иной религиозной общины группе людей, исповедующей тот или иной культ. В начале 20 века получают распространение так называемые «тоталитарные секты», основанные на культе вождя, безоговорочном подчинении остальных членов его авторитету ( сатанисты, “Свидетели Иеговы”, “Белое Братство” и т.д.).

Таким образом, существует тенденция к различению понятий “секта” и “тоталитарная  секта”.  Во избежание «сектофобии» отметим, что некоторые из  новых  религиозных движений появились  из ответвлений  каких-либо традиционных религий, и в большинстве своем  несут положительный характер.   Они оказывают культурообразующее влияние на традиции народов и   постепенно превращаются  в позитивные  религиозные  движения, отличаясь от материнской религии некоторыми  догматами. Примером здесь может служить протестантство в христианстве  или суфизм в исламе.

Информация о работе Секты деструктивного культа: теория и практика компульсивного поведения