Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 17:44, реферат
В этой связи возникает вопрос: почему в Узбекистане, несмотря на созданные демократические условия для всех верующих, в последнее время стали появляться религиозные течения и организации деструктивного культа? По просторам Республики бороздят так называемые миссионеры различного толка, призывающие примкнуть к их течению, обещая взамен царство небесное, и утверждающие об истинности своей веры.
Введение
1.АДДИКЦИЯ - как способ преодоления психологического дискомфорта………………………….6
2.Краткая характеристика
аддиктивной личности……………………………………….7
3.СЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА:
понятие, классификация и психодинамика…………12
Заключение
Список использованной литературы……………………………………………………..
Если в доктрине определенной религиозной организации существуют призывы к насилию над людьми из внекультового социума, а сама структура данной организации носит явно деструктивный, идущий в разрез со светским законодательством характер, то мы имеем дело с тоталитарным религиозным объединением под названием «тоталитарная секта». Криминальный характер таких организаций тщательно замаскирован, но, тем не менее, он все же, проявляется в виде различных инцидентов противоправного характера.
Дадим краткое определение понятию тоталитарная (деструктивная) секта.
Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация определенной ориентации, разрушительная по отношению к естественному, гармоничному, духовному, психическому и физическому состоянию личности. Данное объединение деструктивно в целом к созидательным традициям и нормам, к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом. Оно практикует скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. Это делается с целью формирования и поддержания у адептов (членов секты) состояния неестественной и противозаконной зависимости, покорности доктрине и лидерам, стремящимся использовать преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
В качестве резюме данного определения приведем высказывание известного создателя такого деструктивного культа как сайентология Лафайета Рональда Хаббарда:
«Если хочешь разбогатеть – придумай новую религию»
Что соответствует истине, поскольку обычно многие тоталитарные секты возникают как род бизнеса, обогащения и удовлетворения амбиций небольшой группы людей: лидеров, пропагандистов и вербовщиков. В своей деятельности они используют методы сетевого маркетинга: чем больше адепт вовлечет в секту новобранцев, тем более высокое положение в иерархии он будет занимать. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено: подвергшийся идеологической обработке последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньгами или завещает ей всю свою недвижимость.
Каким образом
происходит вовлечение в секту людей?
Прежде всего, любая секта деструктивного
характера оперирует обещаниями исполнения
надежд на лучшую жизнь, удовлетворения
стремления к гармоническому существованию
и, наконец, обещанием спасения души после
смерти. Акцент иногда делается на
поиск в себе нового смысла, особенно по
отношению к людям, не имеющим этого смысла.
У людей, не имеющих определенных устойчивых
жизненных принципов, лабильных и подверженных
влиянию разного рода авторитетам в сознании
существует некий вакуум, который требует
заполнения. Именно это обстоятельство
и используется лидерами сект и их вербовщиками,
которые, по сути, являются тонкими
знатоками психологии. Заполнение
информацией имеющегося в сознании обычного
человека вакуума – это только начало
их работы. Чаще всего вся эта информация
отражает точку зрения руководителя секты.
Лидер секты выступает в качестве воплощения
бога на земле. А основатель секты доминирует
в superego членов секты и подавляет их идентичность.
И поэтому тотальное подчинение такому
лидеру вполне логично и не оспаривается
никем из ее участников.
Таким образом, завербовать в секту
без особых затруднений удается только
тех, у кого присутствует стремление
к такого рода “спасению”, помимо
этого в секте нещадно эксплуатируется
неудовлетворённое желание в коллективной
защите и стремление к соучастию в проявлении
божественной силы.
Руководителей сект нельзя недооценивать
в силу их способностей понимать глубинные
психологические механизмы, например,
механизм возникновения тревоги, страха.
Они умело это используют в своих целях.
И поэтому современная секта представляет
собой психогруппу, использующую
групповые динамические процессы с применением
собственных коррекционных техник воздействия,
изменяющих сознание. Члены секты убеждены
в необычных возможностях психотехник,
что приводит к возникновению у них иррациональных
представлений,
Существует 6 основных признаков, по которым можно определить секту деструктивного культа:
Современные исследования подтвердили, что психические нарушения шизофреноморфного характера у азартных игроков или лиц, страдающих, например, пищевой аддикцией встречаются значительно реже, чем у членов тоталитарных сект. Это объясняется тем, что человек стремится в мир далеких представлений, стимулируя глубинные сферы подсознания. В секте человек жаждет получить все больше и больше переживаний, он входит в состояние измененного сознания и в этом состоянии может произойти инфляция в его сознание материалов коллективного подсознания секты. Поэтому спецификой формирования аддиктивной личности в рамках секты является опасность возникновения психического заболевания.
В заключении следует
подчеркнуть, что тоталитарные секты
в настоящее время представляют
серьезную социальную опасность. Проблема
требует дальнейшего
Следует добиться
максимальной информированности
населения об этой опасности и
особенностях происходящего с вовлеченными
в секты.
Таким образом, новым явлением современности является внедрение принципов рыночной экономики и в сферу частной духовной жизни. После крушения тоталитарного режима на территории всего постсоветского пространства образовался идеологический, культурный и духовный вакуум, который требует соответствующего заполнения, ибо человек такое существо, который ищет смысл во всем, в том числе и в собственном существовании. Соответствующий спрос в социокультурном пространстве породил преступное предложение в виде сект, течений различного духовного и тоталитарного толка. Продавая место в раю на земле, новые мессии вытряхивают из своих адептов всю душу, чтобы завладеть их имуществом, финансами, местом в этом мире. По сравнению с рабовладельческим прошлым в истории человечества наступает новая социальная катастрофа – порабощение духа и воли человека, превращение его в послушный винтик адской машины, ломающей человеческие жизни. И здесь главная задача нашего общества и государства - создать механизмы противостояния этим противоправным действиям и социализации всех граждан в соответствии с нормами правового государства и гражданского общества.
Заключение
Данная работа
является лишь частичной попыткой осмысления
поведения людей, попадающих под
воздействие различных
Эти организации сегодня представляют серьезную социальную опасность, и их деятельность требует всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в области предупреждения вовлечения в секты людей. Для этого нужно мобилизовать все усилия нашего общества, быть бдительными и помнить о своей гражданской позиции.
Список литературы:
1) Исцеление
от культов: Помощь жертвам
психологического и духовного
насилия / Под ред. Майкла Д. Лангоуни:
Пер. с англ. Е. Н. Волкова и И. Н. Волковой.
- Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет
им. Н. И. Лобачевского, 1996.
2) Каримов
И.А. «Узбекистан на пороге 21 века:
угрозы безопасности, гарантии и
условия прогресса», Ташкент: "Узбекистон",
1997
3) Материалы
Выступления Президента
4) Лири Т. Технология изменения
сознания в деструктивных
5) Олейник И.,
Соснин В. Тоталитарная секта: как противостоять
ее влиянию. М., Генезис, 2005,
6) Орел Н.
Психологические механизмы
7) Почепцов
Г. Психологические войны. М.:
8) Хвыли-Олинтера
А.И., С.А.Лукьянова «Опасные
9) Чалдини
Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком,
1999.
10) Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. Харвест, 2004
www.sunhome.ru
www.usbekistan.at
www.academy.uz
Информация о работе Секты деструктивного культа: теория и практика компульсивного поведения