Секты деструктивного культа: теория и практика компульсивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 17:44, реферат

Описание

В этой связи возникает вопрос: почему в Узбекистане, несмотря на созданные демократические условия для всех верующих, в последнее время стали появляться религиозные течения и организации деструктивного культа? По просторам Республики бороздят так называемые миссионеры различного толка, призывающие примкнуть к их течению, обещая взамен царство небесное, и утверждающие об истинности своей веры.

Содержание

Введение


1.АДДИКЦИЯ - как способ преодоления психологического дискомфорта………………………….6

2.Краткая характеристика

аддиктивной личности……………………………………….7

3.СЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА:

понятие, классификация и психодинамика…………12


Заключение


Список использованной литературы……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

факультет1.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Если  в доктрине определенной религиозной организации  существуют призывы  к насилию над  людьми из внекультового  социума, а сама структура данной организации носит явно деструктивный, идущий в разрез со светским законодательством характер, то мы имеем дело с тоталитарным религиозным объединением под названием «тоталитарная секта». Криминальный характер таких организаций тщательно замаскирован, но, тем не менее, он все же,  проявляется в виде различных инцидентов противоправного характера.

Дадим краткое определение понятию  тоталитарная (деструктивная) секта.

Деструктивное религиозное объединение  – это авторитарная иерархическая организация определенной ориентации,  разрушительная по отношению к естественному, гармоничному, духовному, психическому и физическому состоянию личности.  Данное объединение  деструктивно в целом к  созидательным традициям и нормам, к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом. Оно практикует  скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. Это делается с целью   формирования и поддержания у адептов (членов секты) состояния неестественной и противозаконной зависимости, покорности доктрине и лидерам, стремящимся использовать  преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

В качестве резюме данного определения приведем высказывание известного создателя такого деструктивного культа как сайентология  Лафайета Рональда Хаббарда:

«Если хочешь разбогатеть – придумай новую  религию»

Что соответствует  истине, поскольку  обычно многие  тоталитарные секты возникают как  род бизнеса,  обогащения и удовлетворения амбиций небольшой группы людей: лидеров, пропагандистов и вербовщиков.  В своей деятельности они используют методы  сетевого маркетинга: чем больше адепт  вовлечет в секту новобранцев, тем более высокое положение в иерархии он будет занимать. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено: подвергшийся идеологической обработке последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньгами  или завещает ей всю свою  недвижимость.

                   

Каким образом  происходит вовлечение в секту людей?    Прежде всего, любая секта деструктивного характера оперирует  обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь, удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти.  Акцент иногда делается на  поиск в себе нового смысла, особенно по отношению к людям, не имеющим этого смысла. У людей, не имеющих определенных устойчивых жизненных принципов, лабильных и подверженных влиянию разного рода авторитетам в сознании существует некий вакуум, который требует заполнения. Именно это обстоятельство  и используется лидерами сект и их вербовщиками, которые, по сути,  являются тонкими знатоками психологии.  Заполнение информацией имеющегося в сознании обычного человека вакуума – это только начало их работы.  Чаще всего   вся эта информация  отражает точку зрения руководителя секты. Лидер секты выступает в качестве воплощения бога на земле.  А основатель секты доминирует в superego членов секты и подавляет их идентичность. И поэтому тотальное подчинение такому лидеру вполне логично и не оспаривается никем из ее участников. 
Таким образом, завербовать  в секту  без особых затруднений удается только тех, у кого присутствует стремление  к  такого рода “спасению”, помимо этого  в секте нещадно  эксплуатируется неудовлетворённое желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы. 
                                        
Руководителей сект нельзя недооценивать в силу их способностей понимать глубинные психологические механизмы, например, механизм возникновения тревоги, страха.  Они умело это используют  в своих целях. И поэтому  современная секта  представляет собой   психогруппу,  использующую групповые динамические процессы с применением собственных коррекционных техник воздействия, изменяющих сознание. Члены секты убеждены в необычных возможностях психотехник, что приводит к возникновению у них иррациональных представлений,
базирующихся на надежде с помощью психотехник и психологических методов расширить тесные границы человеческих чувств и действий. Эта уверенность становится для них новым видом религии и новым смыслом их жизни.

Существует 6 основных признаков, по которым можно  определить секту деструктивного культа:

  1. наличие лидера или нового Мессии, позиционирующим себя Спасителем или Богом на Земле. «Чтобы помочь ученикам самосовершенствоваться  я скажу(…): «Возьмите мою книгу (…) или же мою фотографию и держа статую Будды в руках, сложенных в мудру «Большого лотоса» попросите Учителя освятить изображение, как просили бы меня.» Достаточно лишь полминуты и вопрос будет решен» (из книги «Фалуньгун» основателя секты «Чжуань Фалунь» Ли Хуньчжи);
  2. иерархия, наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения. В секте Рона Хаббарда, основателя сайентологии, адепт оплатив и пройдя начальный курс узнает, что самое главное и интересное раскроется на следующем курсе, за который тоже нужно платить
  3. жесткая дисциплина, субординация, неукоснительное соблюдение всех правил, посещение собраний, выполнение приказа лидеров и его приближенных.
  4. избранность и фанатизм: сектанты, считают себя избранными, идеологию секты истиной в последней инстанции и поэтому   не способны на конструктивный диалог. У них отсутствует терпимость к иным религиям или взглядам. Часто в стремлении изолироваться от «греха и разврата» окружающих сектанты покидают свои семьи, дома и друзей.
  5. сектантам предлагают вкладывать деньги в «небесный рай»: им внушают, что место в раю важнее денег. Один из способов вымогательства – продажа несчастным адептом своего имущества и передача денег «старшим», второй способ: выкуп журналов и брошюр с соответствующей секте тематикой для бесплатной раздачи другим людям. Как правило, стоимость каждой брошюры превышает в 10 раз ее себестоимость.
  6. попасть в секту легко и иногда даже приятно, но вот уход труден и в некоторых случаях невозможен, так как секта всегда использует психологические механизмы манипуляции сознанием, запугивания, шантажа и откровенного насилия.

Современные исследования подтвердили, что психические нарушения  шизофреноморфного характера у  азартных игроков или лиц, страдающих, например,  пищевой аддикцией  встречаются значительно реже, чем у членов тоталитарных сект. Это объясняется тем, что человек стремится в мир далеких представлений, стимулируя глубинные сферы подсознания. В секте человек жаждет  получить все больше и больше переживаний, он входит в состояние измененного сознания и в этом состоянии может произойти инфляция в его сознание материалов коллективного подсознания секты. Поэтому  спецификой  формирования аддиктивной личности в рамках секты  является опасность возникновения психического заболевания.

В заключении следует  подчеркнуть, что тоталитарные секты  в настоящее время представляют серьезную социальную опасность. Проблема требует дальнейшего всестороннего  изучения и реализации квалифицированных подходов в области предупреждения вовлечения в секты и оказание помощи пострадавшим от них. 

Следует добиться максимальной  информированности  населения об этой опасности и  особенностях происходящего с вовлеченными в секты.   

Таким образом, новым явлением современности является внедрение принципов рыночной экономики и  в сферу частной духовной жизни. После крушения тоталитарного режима на территории всего постсоветского пространства образовался идеологический, культурный и духовный вакуум, который требует соответствующего заполнения, ибо человек такое существо, который ищет смысл во всем, в том числе и  в собственном существовании.  Соответствующий спрос в социокультурном пространстве породил преступное предложение в виде сект, течений различного духовного и тоталитарного толка.  Продавая   место в раю на земле,   новые мессии   вытряхивают из своих адептов всю  душу, чтобы завладеть их  имуществом, финансами, местом  в этом мире. По сравнению с рабовладельческим прошлым в истории человечества наступает новая социальная катастрофа – порабощение  духа и воли человека, превращение его в послушный винтик адской машины, ломающей человеческие жизни.   И здесь главная задача нашего общества и государства  - создать механизмы противостояния этим противоправным действиям и социализации всех граждан в соответствии с нормами правового государства и гражданского общества.  

Заключение 

Данная работа является лишь частичной попыткой осмысления  поведения  людей, попадающих под  воздействие различных тоталитарных сект деструктивного характера. 

Эти организации  сегодня представляют  серьезную  социальную опасность, и их  деятельность требует всестороннего изучения и реализации квалифицированных  подходов в области предупреждения вовлечения в секты людей. Для этого нужно  мобилизовать  все усилия нашего общества, быть бдительными  и помнить о своей гражданской позиции.

                                       

Список   литературы:

    1) Исцеление  от культов: Помощь жертвам  психологического и духовного  насилия / Под ред. Майкла Д. Лангоуни: Пер. с англ. Е. Н. Волкова и И. Н. Волковой. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996.  

    2) Каримов  И.А. «Узбекистан на пороге 21 века: угрозы безопасности, гарантии и  условия прогресса»,  Ташкент: "Узбекистон", 1997 

    3) Материалы  Выступления Президента Республики  Узбекистан И.Каримова на пленарном  заседании  саммита ООН «Цели  развития тысячелетия» 20.09.2010. 

     
    4) Лири Т. Технология изменения  сознания в деструктивных культах. 2002  

    5) Олейник И., Соснин В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. М., Генезис, 2005,  

    6) Орел Н.  Психологические механизмы влияния  тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости  // Контроль сознания и методы  подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ООО "Издательство ACT", 2001. 624 с.  

    7) Почепцов  Г. Психологические войны. М.:Рефл-бук.  М., 1999  

    8) Хвыли-Олинтера  А.И., С.А.Лукьянова «Опасные тоталитарные  формы религиозных сект»  

    9) Чалдини  Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.  

    10) Шапарь В.Б.  Психология религиозных сект. Харвест, 2004

     

  www.sunhome.ru

   

  www.usbekistan.at

    

  www.academy.uz 
 
 
 
 
 

Информация о работе Секты деструктивного культа: теория и практика компульсивного поведения