Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:43, контрольная работа
Дистанционное консультирование (телефон, консультирование по переписке, интернет-консультирование) на сегодняшний день является довольно востребованным в современной России. Европа, а в большей части Америка используют дистанционное консультирование уже несколько десятилетий.
1. Введение. Актуальность проблемы психологического консультирования по переписке в современной Рос-сии…………………………………..………..….3
2. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕ-СКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………3
1.1. Особенности профессиональной психологической помощи личности и семье по переписке: общие и отличительные характеристики от помощи «глаза в глаза». Достоинства и недостатки этих видов помо-щи…….…...3
3. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ И СЕМЬЕ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………………………………………………………….7
2.1. Указание методов и методического инструментария сбора информации об адресате помо-щи………………………………….…………….……7
2.2. Описание основных демографических характеристик адресата помощи (пол, возраст, уровень образования, профессия, семейный статус и пр.)………………………………………………………………………………….7
2.3. Своеобразие психологического портрета и психологических проблем адресата помощи, показания к использованию помощи по переписке данному клиенту ……………………………………………………………..…8
2.4. Цели, задачи, использованные в письме методические приемы помощи по переписке…Обоснование выбора адресата и правомерности этого выбо-ра………………..….………………………….……………………………8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные выводы и рекомендации по практическому использованию помощи по переписке данному клиент. Впечатления студента о задании и процессе выполнения этой рабо-ты……..………………………….8
5. ЛИТЕРАТУ-РА………………………………………………………………….9
6. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…..10
6.1. Письмо Сергея (без измене-ний)..……………………………………10
6.2. Письмо Сергею .……..……………………………………………..11
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение. Актуальность проблемы психологического консультирования по переписке в современной России…………………………………..………..….3
2. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………3
1.1. Особенности профессиональной психологической помощи личности и семье по переписке: общие и отличительные характеристики от помощи «глаза в глаза». Достоинства и недостатки этих видов помощи…….…...3
3. ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ И СЕМЬЕ
ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………………………………………………………….
2.1. Указание методов и методического инструментария сбора информации об адресате помощи………………………………….…………….……7
2.2. Описание основных демографических
характеристик адресата помощи (пол, возраст,
уровень образования, профессия, семейный
статус и пр.)……………………………………………………………………
2.3. Своеобразие психологического портрета и психологических проблем адресата помощи, показания к использованию помощи по переписке данному клиенту ……………………………………………………………..…8
2.4. Цели, задачи, использованные в письме
методические приемы помощи по переписке…Обоснование
выбора адресата и правомерности этого
выбора………………..….………………………….………
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные выводы и рекомендации по практическому использованию помощи по переписке данному клиент. Впечатления студента о задании и процессе выполнения этой работы……..………………………….8
5. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
6. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…..10
6.1. Письмо Сергея (без изменений)..……………………………………10
6.2. Письмо Сергею .……..……………………………………………..11
Введение
Дистанционное консультирование (телефон, консультирование по переписке, интернет-консультирование) на сегодняшний день является довольно востребованным в современной России. Европа, а в большей части Америка используют дистанционное консультирование уже несколько десятилетий. Но вопросы «за» и «против» до сих пор не смолкают. Противники данного вида консультирования указывают на определенные трудности и проблемы, но как показывает практика, иногда дистанционное консультирование это единственный способ оказания помощи.
Это направление востребовано в нашей стране всеми категориями граждан, испытывающими какие-либо психологические проблемы, но не решающиеся на личную встречу со специалистом. Данный вид консультирования зарекомендовал себя в работе с людьми, имеющими ограниченные возможности.
Поэтому
данная сфера работы является весьма перспективной,
и на сегодняшний день, зная все минусы
и плюсы, психолог может использовать
в работе дистанционное консультирование
как эффективный способ в преодолении
проблем клиента.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО
ПЕРЕПИСКЕ
1.1.
Особенности профессиональной
психологической помощи
личности и семье по
переписке: общие и отличительные
характеристики от помощи
«глаза в глаза». Достоинства
и недостатки этих видов
помощи.
Споры
о преимуществах или
Стремление получить профессиональную психологическую помощь напрямую зависит от уровня жизни населения в каждом конкретном регионе. А в большинстве регионов нашей страны эта помощь пока представляется скорее роскошью или излишеством. Поэтому расширение диапазона способов ее оказания не приведет к увеличению охвата категорий лиц, реально в этой помощи нуждающихся.
Телефон и письмо на сегодняшний день - именно те способы коммуникации, которые освоили, и которыми активно пользуются большинство населения. Услуга дистанционного психологического консультирования сейчас более адаптирована к интересам, финансовым возможностям и мировоззрению обычного человека. Этим она удобна для позиционирования ее в качестве основного и общедоступного средства получения психологической помощи, например, социально незащищенным категориям населения. Таким образом, эффективное использование уже существующих каналов коммуникации представляется наиболее приоритетным для оказания дистантной психологической помощи.
В практике дистанционного консультирования используется разнообразие психологических подходов, различающихся между собой в постановке терапевтических целей, методологических принципах и структуре терапевтического процесса.
Хотя сфера дистанционного консультирования представлена множеством различных подходов, все же представляется возможным выделить те из них, которые имеют наибольшее распространение в центрах дистанционного консультирования во всем мире. К ним относятся, прежде всего, поведенческое направление, распространенное в большей степени в США, и гуманистическое направление, столь популярное в Европе и России.
Со времен Дильтея [4] множество терапевтических подходов принято разделять на две «семьи»: понимающую психологию и объясняющую.
Объясняющая психология включает в себя ряд подходов, основанных на естественно-научной парадигме. К ним относятся: психоанализ, адлерианское направление, поведенческая терапия и пр. Объединяет эти подходы стремление соотнести клиента с существующей теорией, и на основе этого сформулировать интерпретацию ситуации клиента, логичным следствием которой является обучение клиента «правильному» пониманию себя и эффективному поведению.
Развитие гуманитарной парадигмы в психологии подарило миру понимающую психологию в лице гуманистического направления, экзистенциально-аналитического подхода и ряда других. Ядром этой группы подходов является стремление проникнуть в субъективный мир переживаний и смыслов клиента – увидеть мир его глазами.
Различие двух парадигм психологии накладывают отпечаток и на конкретных их представителей – поведенческое направление и экзистенциальный анализ. Бихевиоризм ставит своей задачей обучить клиента адекватному поведению путем подкрепления и имитации. Такой подход может представляться эффективным в практике дистанционного консультирования по причине высокой дифференциации методик, позволяющих работать с широким спектром запросов. Однако сам процесс консультирования фактически сводится к выполнению клиентом необходимых процедур, выучиванию правильных форм поведения. Ответственность же за процесс и результат такого обучения в наименьшей степени делегируется клиенту.
Говоря об ответственности, необходимо отметить известную особенность русских клиентов – низкий уровень принятия ответственности за собственные поступки и жизненный путь в целом. В связи с этим, представляется малоэффективным использование объясняющих подходов (в том числе поведенческое направление), культивирующих и так довольно высокий уровень безответственности в клиентской среде.
Касательно качества поведенческого подхода в практике дистанционного консультирования доказано, что использование поведенческого подхода в личных встречах и в дистанционных видах оказания психологических услуг имеет равную эффективность. Это связано с выступающей на первый план педагогической составляющей терапевтического процесса, а также предлагаемой клиенту пассивной ролью обучаемого.
В формате дистанционного консультирования подробная разработка методов и техник диагностики и работы (прежде всего, с ресурсами и проблемами клиента) дает возможность охватить широкий спектр клиентских запросов, оставаясь при этом в рамках единой консультативной модели. Данный факт представляется особенно актуальным по причине сконцентрированности большинства центров дистанционного консультирования на конкретной области клиентских запросов.
Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психологией и психотерапией, позволяет говорить о следующих диагностических возможностях консультирования по переписке.
Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию:
а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация;
б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику;
в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрических учреждениях.
Во-вторых, консультирование по переписке позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.
Другие достоинства дистанционного метода заключаются в том, что:
- можно получить консультацию, не поднимаясь со своего стула. Это особенно важно для людей с ограниченной подвижностью, или мам с грудными малышами;
- можно получить консультацию психолога-профессионала, находясь за тысячи километров от него. Это особенно важно для жителей небольших городов, где просто нет психологов-консультантов хорошего уровня.
Использование
консультативно-
- дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений;
- при осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента;
- известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.
-
нет плюсов очного
-
нахождение в привычной
Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной – к работе лицом к лицу, которое имеет ряд преимуществ:
- личное общение, вообще говоря, намного богаче и живее любого другого варианта. Можно просто видеть, слышать, ощущать присутствие.
- визит в кабинет психолога настраивает на определенный «рабочий» лад, что само по себе уже помогает пациенту продвигаться в решении своей проблемы.
- меньше дистанция между консультантом и пациентом.
- возможность применения методик с использованием позы, голоса, ощущений, расположения в пространстве кабинета, игр, метафор и т.п. Такое включение работы с телом в процесс консультации позволяет сократить путь к ключевой проблеме – источнику проблем, но в большинстве случаев требует очного присутствия.
Очное консультирование имеет также и свои недостатки:
- необходимость поездки в кабинет психолога, что во многих случаях невозможно из-за удаленности и высокой стоимости услуг. Это может быть сложно и в том случае, если пациенту не с кем оставить ребенка, или если пациент с трудом переносит очное общение.
Как
видно, очные занятия с психологом более
предпочтительны. Однако дистантное консультирование
тоже работает, и тоже помогает решать
проблемы. Просто на достижение того же
(что и в очном консультировании) результата
уходит больше сил и времени. Однако в
некоторых случаях это единственный приемлемый
вариант работы.