Семейное консульторование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание

Дистанционное консультирование (телефон, консультирование по переписке, интернет-консультирование) на сегодняшний день является довольно востребованным в современной России. Европа, а в большей части Америка используют дистанционное консультирование уже несколько десятилетий.

Содержание

1. Введение. Актуальность проблемы психологического консультирования по переписке в современной Рос-сии…………………………………..………..….3
2. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕ-СКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………3
1.1. Особенности профессиональной психологической помощи личности и семье по переписке: общие и отличительные характеристики от помощи «глаза в глаза». Достоинства и недостатки этих видов помо-щи…….…...3
3. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ И СЕМЬЕ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………………………………………………………….7
2.1. Указание методов и методического инструментария сбора информации об адресате помо-щи………………………………….…………….……7
2.2. Описание основных демографических характеристик адресата помощи (пол, возраст, уровень образования, профессия, семейный статус и пр.)………………………………………………………………………………….7
2.3. Своеобразие психологического портрета и психологических проблем адресата помощи, показания к использованию помощи по переписке данному клиенту ……………………………………………………………..…8
2.4. Цели, задачи, использованные в письме методические приемы помощи по переписке…Обоснование выбора адресата и правомерности этого выбо-ра………………..….………………………….……………………………8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные выводы и рекомендации по практическому использованию помощи по переписке данному клиент. Впечатления студента о задании и процессе выполнения этой рабо-ты……..………………………….8
5. ЛИТЕРАТУ-РА………………………………………………………………….9
6. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…..10
6.1. Письмо Сергея (без измене-ний)..……………………………………10
6.2. Письмо Сергею .……..……………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

02 Основная часть.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1. Введение. Актуальность проблемы психологического консультирования по переписке в современной России…………………………………..………..….3

2. ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………3

          1.1. Особенности профессиональной психологической помощи личности и семье по переписке: общие и отличительные характеристики от помощи «глаза в глаза». Достоинства и недостатки этих видов помощи…….…...3

3. ГЛАВА  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТИ И СЕМЬЕ ПО ПЕРЕПИСКЕ …………………………………………………………………………….7

          2.1. Указание методов и методического инструментария сбора информации об адресате помощи………………………………….…………….……7

          2.2. Описание основных демографических характеристик адресата помощи (пол, возраст, уровень образования, профессия, семейный статус и пр.)………………………………………………………………………………….7

          2.3. Своеобразие психологического портрета и психологических проблем адресата помощи, показания к использованию помощи по переписке данному клиенту ……………………………………………………………..…8

          2.4. Цели, задачи, использованные в письме методические приемы помощи по переписке…Обоснование выбора адресата и правомерности этого выбора………………..….………………………….……………………………8

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные выводы и рекомендации по практическому использованию помощи по переписке данному клиент. Впечатления студента о задании и процессе выполнения этой работы……..………………………….8

5. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….9

6. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…..10

          6.1. Письмо Сергея (без изменений)..……………………………………10

          6.2. Письмо Сергею .……..……………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

     Дистанционное консультирование (телефон, консультирование по переписке, интернет-консультирование) на сегодняшний день является довольно востребованным в современной России. Европа, а в большей части Америка используют дистанционное консультирование уже несколько десятилетий. Но вопросы «за» и «против» до сих пор не смолкают. Противники данного вида консультирования указывают на определенные трудности и проблемы, но как показывает практика, иногда дистанционное консультирование это единственный способ оказания помощи.

     Это направление востребовано в нашей  стране всеми категориями граждан, испытывающими какие-либо психологические проблемы, но не решающиеся на личную встречу со специалистом. Данный вид консультирования зарекомендовал себя в работе с людьми, имеющими ограниченные возможности.

     Поэтому данная сфера работы является весьма перспективной, и на сегодняшний день, зная все минусы и плюсы, психолог может использовать в работе дистанционное консультирование как эффективный способ в преодолении проблем клиента.  
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О  ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ  КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПЕРЕПИСКЕ 

1.1. Особенности профессиональной психологической помощи личности и семье по переписке: общие и отличительные характеристики от помощи «глаза в глаза». Достоинства и недостатки этих видов помощи. 
 

     Споры о преимуществах или недостатках  дистанционного консультирования, по сравнению с очным, продолжаются, и вряд ли данный вопрос когда-либо получит однозначное разрешение.

     Стремление  получить профессиональную психологическую  помощь напрямую зависит от уровня жизни населения в каждом конкретном регионе. А в большинстве регионов нашей страны эта помощь пока представляется скорее роскошью или излишеством. Поэтому расширение диапазона способов ее оказания не приведет к увеличению охвата категорий лиц, реально в этой помощи нуждающихся.

     Телефон и письмо на сегодняшний день - именно те способы коммуникации, которые освоили, и которыми активно пользуются большинство населения. Услуга дистанционного психологического консультирования сейчас более адаптирована к интересам, финансовым возможностям и мировоззрению обычного человека. Этим она удобна для позиционирования ее в качестве основного и общедоступного средства получения психологической помощи, например, социально незащищенным категориям населения. Таким образом, эффективное использование уже существующих каналов коммуникации представляется наиболее приоритетным для оказания дистантной психологической помощи.

     В практике дистанционного консультирования используется разнообразие психологических подходов, различающихся между собой в постановке терапевтических целей, методологических принципах и структуре терапевтического процесса.

     Хотя  сфера дистанционного консультирования представлена множеством различных подходов, все же представляется возможным выделить те из них, которые имеют наибольшее распространение в центрах дистанционного консультирования во всем мире. К ним относятся, прежде всего, поведенческое направление, распространенное в большей степени в США, и гуманистическое направление, столь популярное в Европе и России.

     Со  времен Дильтея [4] множество терапевтических  подходов принято разделять на две «семьи»: понимающую психологию и объясняющую.

     Объясняющая психология включает в себя ряд подходов, основанных на естественно-научной  парадигме. К ним относятся: психоанализ, адлерианское направление, поведенческая терапия и пр. Объединяет эти подходы стремление соотнести клиента с существующей теорией, и на основе этого сформулировать интерпретацию ситуации клиента, логичным следствием которой является обучение клиента «правильному» пониманию себя и эффективному поведению.

     Развитие  гуманитарной парадигмы в психологии подарило миру понимающую психологию в лице гуманистического направления, экзистенциально-аналитического подхода и ряда других. Ядром этой группы подходов является стремление проникнуть в субъективный мир переживаний и смыслов клиента – увидеть мир его глазами.

     Различие  двух парадигм психологии накладывают  отпечаток и на конкретных их представителей – поведенческое направление и экзистенциальный анализ. Бихевиоризм ставит своей задачей обучить клиента адекватному поведению путем подкрепления и имитации. Такой подход может представляться эффективным в практике дистанционного консультирования по причине высокой дифференциации методик, позволяющих работать с широким спектром запросов. Однако сам процесс консультирования фактически сводится к выполнению клиентом необходимых процедур, выучиванию правильных форм поведения. Ответственность же за процесс и результат такого обучения в наименьшей степени делегируется клиенту.

     Говоря  об ответственности, необходимо отметить известную особенность русских клиентов – низкий уровень принятия ответственности за собственные поступки и жизненный путь в целом. В связи с этим, представляется малоэффективным использование объясняющих подходов (в том числе поведенческое направление), культивирующих и так довольно высокий уровень безответственности в клиентской среде.

     Касательно  качества поведенческого подхода в  практике дистанционного консультирования доказано, что использование поведенческого подхода в личных встречах и в дистанционных видах оказания психологических услуг имеет равную эффективность. Это связано с выступающей на первый план педагогической составляющей терапевтического процесса, а также предлагаемой клиенту пассивной ролью обучаемого.

     В формате дистанционного консультирования подробная разработка методов и техник диагностики и работы (прежде всего, с ресурсами и проблемами клиента) дает возможность охватить широкий спектр клиентских запросов, оставаясь при этом в рамках единой консультативной модели. Данный факт представляется особенно актуальным по причине сконцентрированности большинства центров дистанционного консультирования на конкретной области клиентских запросов.

     Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психологией и психотерапией, позволяет говорить о следующих  диагностических возможностях консультирования по переписке.

     Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию:

     а) подробнейшее изложение истории  психологического страдания, многих побудительных  причин, мотивов, действий разных лиц  и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация;

     б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику;

     в) зачастую в письмах имеются и  прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрических учреждениях.

     Во-вторых, консультирование по переписке позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

     Другие  достоинства дистанционного метода заключаются в том, что:

     - можно получить консультацию, не поднимаясь со своего стула. Это особенно важно для людей с ограниченной подвижностью, или мам с грудными малышами;

     - можно получить консультацию психолога-профессионала, находясь за тысячи километров от него. Это особенно важно для жителей небольших городов, где просто нет психологов-консультантов хорошего уровня.

     Использование консультативно-психотерапевтической переписки в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее, консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограничений:

     - дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений;

     - при осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента;

     - известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.

     - нет плюсов очного консультирования, так как возможности общения  ограничены. Например, нельзя использовать  прикосновения, которые бывают  очень полезны для процесса  консультации.

     - нахождение в привычной обстановке  поддерживает сохранение привычных способов поведения, и сложнее пробовать что-то новое.

     Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной – к работе лицом к лицу, которое имеет ряд преимуществ:

     - личное общение, вообще говоря, намного богаче и живее любого другого варианта. Можно просто видеть, слышать, ощущать присутствие.

     - визит в кабинет психолога настраивает на определенный «рабочий» лад, что само по себе уже помогает пациенту продвигаться в решении своей проблемы.

     - меньше дистанция между консультантом и пациентом.

     - возможность применения методик с использованием позы, голоса, ощущений, расположения в пространстве кабинета, игр, метафор и т.п. Такое включение работы с телом в процесс консультации позволяет сократить путь к ключевой проблеме – источнику проблем, но в большинстве случаев требует очного присутствия.

     Очное консультирование имеет также и  свои недостатки:

     - необходимость поездки в кабинет психолога, что во многих случаях невозможно из-за удаленности и высокой стоимости услуг. Это может быть сложно и в том случае, если пациенту не с кем оставить ребенка, или если пациент с трудом переносит очное общение.

     Как видно, очные занятия с психологом более предпочтительны. Однако дистантное консультирование тоже работает, и тоже помогает решать проблемы. Просто на достижение того же (что и в очном консультировании) результата уходит больше сил и времени. Однако в некоторых случаях это единственный приемлемый вариант работы. 
 

Информация о работе Семейное консульторование