Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:54, реферат

Описание

В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семья.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между  собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным распределением ролей отец является формальным лидером. Он соблюдает социальный порядок  и наказывает детей за провинности. Мать – неформальный лидер.

В семьях с дошкольниками  с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок  обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные  дети. Все решения относительно его  проблем принимает мать. Она и  остальные члены семьи диктуют  ему его поведение. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности  мать, часто говорят о нём от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются  в отношении детей с задержкой  развития.

Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие  её жизнеспособности. Поэтому они  очень устойчивы, стереотипированы и выполняются неосознанно.

Описанный семейный стереотип  в отношении к дошкольнику  приводит к своеобразию формирования его личности:

- высокой степени зависимости  от семьи

- отсутствию или слабости  навыков внешних социальных взаимодействий

- гиперкомпенсации (самоутверждению)  через неадекватные реакции - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции,  преувеличение своих недостатков,  уход в сверхценные увлечения  (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и.т.д.)

- развитию страхов, боязни  активных действий.

Развиваясь в процессе взросления эти особенности дошкольника  могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитная, недостаточная в социальном аспекте.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов  затруднены в результате нарушений  нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие  контакты лежат вне сферы интересов  и притязаний обычных детей.

Протестные неадекватные реакции в той или иной мере присущи всем дошкольникам. Если родители обычных детей воспринимают их как  неизбежное зло и в большинстве  воздерживаются от административных санкций, то родители детей с ограниченными  возможностями, в особенности дошкольников с задержкой развития, расценивают  их как патологию, считают побочным проявлением основного заболевания  или нарушением психики. Результатом  является применение психотропных препаратов вместо мер социального характера, что приводит к ещё большей  недостаточности личности. Чаще всего  это происходит в семьях, где необычный  ребёнок – единственный, и у  матери нет опыта воспитания.

Нормализация воспитания дошкольника с ограниченными  возможностями начинается с повышения  его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы, равно как и индивидуальная работа психолога с матерью. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к  выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его  контактов со всеми членами семьи  в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое  выполнение. Семья является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением.

 

 

1. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника с отклонениями в развитии

 

Помимо воздействия на развитие ребенка в семье со стороны  супружеских отношений многими  специалистами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.

Характерными нарушениями  родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль "фобия  потери ребенка", либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с "фобией утраты ребенка". Гипертрофированный страх за ребенка  передается от матери самому ребенку, формируя у него "избегающее" поведение  и определяя формирование его  симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности  у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок  не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его  педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем  возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном  и недостаточном отклике на потребности  детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно  сильные реакции на отклонения в  поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает  ситуацию депривации и еще более  замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность  к матери - необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию  ребенка стиль воспитания, в котором  главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами  работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая  психотерапия с матерями, работа с  несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стереотипы отношения родителей к ребенку с нарушениями интеллекта

 

Право людей с ограниченными  возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных  и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько  на отрицательные стереотипы, издавна  сложившиеся в обществе.

От той или иной позиции  родителей зависит достигаемый  ребенком уровень развития. Позиция  педагога, активно участвующего в  процессе воспитания и обучения детей  с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся  в процессе обучения в ВУЗе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется  на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку  с особыми потребностями, упускается из виду.

У родителей наибольшую озабоченность  вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это  связано с застреванием родителей  на более ранних стадиях кризисных  переживаний, вызванных рождением  ребенка с отклонением в развитии, - на фазе, когда факт отклонения формально  признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой "особых" детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога - не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к "особому" ребенку у лиц обследованных категорий, с другой - их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует  проанализировать позиции, которые  занимают по отношению к ребенку  с ограниченными возможностями  его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с  ними.

Традиционные представления  о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно  изменились. Если раньше он мог вызвать  лишь сочувствие, то теперь он считается  равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и  ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся  в направлении и поддержке. С  учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку  с ограниченными возможностями.

Особые психологические  проблемы возникают в семьях, имеющих  как больного, так и здорового  ребенка. Иногда родители предъявляют  явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным  и превращая его в "няньку". Свои потребности эти родители рассматривают  как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая  обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические  или достаточно стойкие различные  осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное  их влияние на общую адаптацию  как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого  внимания к ним родителей и  специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный  психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий  адаптации, но и от успешности внешних  способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи  с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем  горе, не уходила "в себя", не стеснялась своего больного ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна  адекватная адаптация семьи к  его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям  относительно его дальнейших успехов  в развитии.

Большинство родителей маленьких  детей с умственной отсталостью  в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка  чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся  дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых  навыков уделяется значительно  меньше внимания.

 

 

 

 

3. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в развитии, родителями

 

Рождение больного ребенка  часто воспринимается как катастрофа, трагизм, которые родители сравнивают со скоропостижной смертью самого близкого человека.

Среди специалистов считается  общепризнанным, что переживания  семьи являются особенно «острыми»  в первое время после рождения ребенка. Их усилия в этот период направлены не только на диагностику и лечение  больного ребенка, но и на психологическую  помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся  ситуацию такой, какая она есть, ориентацией  родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, в некоторых случаях  первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они  как бы дремлют, являясь постоянно  частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного  цикла они вспыхивают с новой  силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие дошкольников с отклонениями в развитии, нуждаются  в постоянной психологической помощи и поддержке.

Семья, имеющая ребенка  с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических  состояний, обусловленных субъективными  и объективными причинами. Эти состояния  описываются самими родителями как  чередования «взлетов» и еще  более глубоких «падений». При тяжелых  отклонениях в развитии, обусловливающих  инвалидность ребенка, особенно тяжело переживается родителями период оформления ребенка в специализированные дошкольные учреждения. К сожалению, специалисты  часто недооценивают тяжесть  этого семейного кризиса по сравнению  с более ранними, связанными с  установлением диагноза, явными проявлениями отставания в развитии и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка  к обучению.

Как показывает мировой опыт, благоприятный терапевтический  эффект на семьи, имеющие нестандартных  детей, могут оказывать ассоциации родителей. Обмен опытом, контакт с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка позволяют супругам и особенно одиноким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это, в свою очередь, предупреждает возможность ситуации отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Супруги начинают понимать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, может являться источником радости и способствовать их духовному и нравственному развитию. Они становятся гуманнее и мудрее, что отражается на их мировоззрении в целом. Супруги начинают осознавать, что все люди имеют права на существование, на любовь, насколько они совершенны, похожи или не похожи на других. Такое «прозрение» играет решающую роль в супружеских отношениях.

Информация о работе Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта