Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:54, реферат
В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение.
Известны семьи, в которых
один или оба родителя «нестандартного»
ребенка становятся высококвалифицированными
специалистами в области
4. Психологические аспекты компенсирующего воспитания дошкольника, имеющего отклонения в развитии
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка становится смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.
При адекватной оценке родители
правильно ориентированы в
Настроение матери мешает ей заниматься воспитанием, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций.
Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного, что неблагоприятно влияет на психофизическое развитие.
Часто в семьях, где кроме
ребенка с отклонением в
Крайне неблагоприятное влияние на развитие больного ребенка оказывают неуважительные, грубые отношения супругов друг к другу, выражающиеся в скандалах и драках. Обычно такие супруги оба происходят из пьющих семей, в которых были приняты физические наказания детей и драки взрослых.
Специальные исследования показали, что наиболее неблагоприятные условия создаются в семьях, в которых родители страдают психическими заболеваниями, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Именно в этих семьях дети обычно имеют низкий вес при рождении и более низкие показатели психического развития по сравнению со сверстниками. Именно у этих детей уже в раннем возрасте отмечаются проявления отставания психомоторного развития, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, в дальнейшем признаки двигательной расторможенности, описанного выше гиперактивного поведения, трудности обучения, а в дальнейшем признаки социальной незрелости и различной формы дезадаптации в обществе.
Неблагоприятно на развитие
ребенка влияют и педагогическая
несостоятельность родителей, которая
наиболее ярко проявляется в применении
к детям физических наказаний. Некоторые
родители искренне считают физические
наказания лучшим методом воспитания
послушания, уважения к взрослым, обществу
и стимулом к обучению. Наблюдения
показывают, что физические наказания
наиболее часто применяются к
детям с гиперактивным
Родители, склонные к физическим наказаниям своих детей, как правило, отличаются повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, психической незрелостью, эгоцентризмом. Это обычно те родители, которых также наказывали в детстве. Таким образом, традиции физических наказаний могут передаваться из поколения в поколение, т. е. иметь циклический характер. Наиболее часто физические наказания применяются пьющими родителями. Многие из них нуждаются в систематической помощи врачей - психиатра и психотерапевта. Применение психотерапевтических методик, включающих аутотренинг, помогает многим из этих родителей лучше контролировать свое поведение и предупреждает появление у них импульсивности и агрессивности по отношению к своим детям.
Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его.
Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. Такое отношение к детям нередко наблюдается у отцов детей с ранним детским аутизмом, а также и при других формах отклонений в развитии. Родитель, который подсознательно «отвергает» своего больного ребенка, может эпизодически допускать с ним грубое обращение, а иногда и физические наказания. Особо неблагоприятное воздействие на больного ребенка могут оказывать такие формы психологического отвержения, которые заставляют детей думать, что они «плохие», «недостойны родительской любви и внимания». В этих случаях у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.
«Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. У этих детей чаще всего наблюдается склонность к депрессивным состояниям.
Родителям важно помнить,
что «шрамы» в душе ребенка
оставляют не только физические наказания,
но и психологическое его
Установлено, что если матери, склонные к физическому наказанию своих детей, проявляют, как правило, признаки агрессивности, то матери, психологически отвергающие своих детей, обладают низким уровнем взаимодействия с ними.
Неблагоприятное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителями. Многие родители, жалея своего больного ребенка, испытывая неосознанное чувство вины перед ним, чрезмерно опекают его и балуют, стремятся все сделать за него, предупредить каждое его желание. Такой вид воспитания часто встречается в семьях детей с церебральным параличом. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными.
Для них характерна психическая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормализация воспитания
дошкольника с ограниченными
возможностями начинается с повышения
его социальной значимости в семье.
Развивающие занятия с ребёнком
в отрыве от семьи не принесут желаемой
пользы, равно как и индивидуальная
работа психолога с матерью. Необходимо
как можно раньше сформировать активное
поведение ребёнка в
Таким образом, можно сделать вывод, что:
– Уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего нарушение интеллекта, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания;
– Отношения дошкольника, имеющего нарушение интеллекта, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
– Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего нарушение интеллекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. У.М. Мастюкова, А.Г. Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004 г.
2. М.Г. Гогин Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей Дефектология. – 1973 г. - №6
3. Н.М. Назарова Специальная педагогика. АКАДЕМИЯ, 2000г.
Информация о работе Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта