Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:54, реферат

Описание

В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семья.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

Известны семьи, в которых  один или оба родителя «нестандартного» ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной  педагогики и психологии, пишут книги, делятся опытом с другими семьями  и полностью реализуют свои способности  в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Психологические аспекты компенсирующего воспитания дошкольника, имеющего отклонения в развитии

 

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать  один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка  становится смысловым центром жизни  всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка  и психологическом климате всей семьи.

При адекватной оценке родители правильно ориентированы в индивидуально-психологических  особенностях ребенка; при динамической - характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с  этим изменчивость форм и способов общения с ребенком. При прогностической  оценке позиции родителей отражают их способность к предвидению  перспектив дальнейшего развития ребенка  и к перестройке взаимодействия с ним на основе этого. Иногда один из родителей может принимать  роль мученика и жертвует всем во имя  ребенка, который становится фокусом  всех родительских устремлений в  ущерб интересам остальных членов семьи. Аффективная напряженность  матери не только плохо влияет на супружеские  отношения, но, прежде всего, наносит  ущерб здоровью дошкольника. Он обычно растет нервным, возбужденным и терроризирует  всех окружающих, требуя к себе постоянного  внимания. Не отпускает мать ни на шаг, но ее присутствие не успокаивает  его, а возбуждает еще больше. Это  может привести к нарушению семейных отношений, включая конфликты между  родителями, с другими детьми и  т. п. Больной ребенок становится причиной обоюдных упреков и критики. Как правило, в этой ситуации ребенку  не лучше, так как чрезмерная опека  чаще всего выражается в том, что  за него все делают, не позволяя пробовать  свои силы и совершенствовать таким  образом свои умения. В дальнейшем у него наблюдается снижение адаптационных  возможностей. Положение становится еще более трудным, из-за него возникают  конфликты, распадается семья.

Настроение матери мешает ей заниматься воспитанием, оно передается ребенку, создавая условия для развития невротических реакций.

Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление  за ним положения больного, что  неблагоприятно влияет на психофизическое  развитие.

Часто в семьях, где кроме  ребенка с отклонением в развитии есть другие дети, складываются неправильные отношения в целом. Здоровому  ребенку уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал  «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера здорового  ребенка, а иногда приводит к его  нервному срыву. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка с отклонениями в развитии, регулярное консультирование со специалистами  помогают установлению оптимального климата  в семье. Часто наиболее тяжело переживают наличие в семье больного ребенка  его младшие братья и сестры. Старшие  здоровые сестры бывают недовольны дополнительными  обязанностями по уходу за ребенком и обеспокоены устройством личной жизни. Наиболее благоприятный психологический  климат создается в семьях, имеющих  не менее двух здоровых детей.

Крайне неблагоприятное  влияние на развитие больного ребенка  оказывают неуважительные, грубые отношения  супругов друг к другу, выражающиеся в скандалах и драках. Обычно такие  супруги оба происходят из пьющих семей, в которых были приняты  физические наказания детей и драки взрослых.

Специальные исследования показали, что наиболее неблагоприятные условия  создаются в семьях, в которых  родители страдают психическими заболеваниями, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Именно в этих семьях дети обычно имеют  низкий вес при рождении и более  низкие показатели психического развития по сравнению со сверстниками. Именно у этих детей уже в раннем возрасте отмечаются проявления отставания психомоторного развития, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, в дальнейшем признаки двигательной расторможенности, описанного выше гиперактивного поведения, трудности обучения, а в дальнейшем признаки социальной незрелости и различной формы дезадаптации в обществе.

Неблагоприятно на развитие ребенка влияют и педагогическая несостоятельность родителей, которая  наиболее ярко проявляется в применении к детям физических наказаний. Некоторые  родители искренне считают физические наказания лучшим методом воспитания послушания, уважения к взрослым, обществу и стимулом к обучению. Наблюдения показывают, что физические наказания  наиболее часто применяются к  детям с гиперактивным поведением.

Родители, склонные к физическим наказаниям своих детей, как правило, отличаются повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, психической  незрелостью, эгоцентризмом. Это обычно те родители, которых также наказывали в детстве. Таким образом, традиции физических наказаний могут передаваться из поколения в поколение, т. е. иметь  циклический характер. Наиболее часто  физические наказания применяются  пьющими родителями. Многие из них  нуждаются в систематической  помощи врачей - психиатра и психотерапевта. Применение психотерапевтических методик, включающих аутотренинг, помогает многим из этих родителей лучше контролировать свое поведение и предупреждает  появление у них импульсивности и агрессивности по отношению  к своим детям.

Существуют и другие, неблагоприятные  для ребенка формы поведения  родителей в семье. Так, некоторые  родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его.

Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности  взаимодействия с ним. Такое отношение  к детям нередко наблюдается  у отцов детей с ранним детским  аутизмом, а также и при других формах отклонений в развитии. Родитель, который подсознательно «отвергает»  своего больного ребенка, может эпизодически допускать с ним грубое обращение, а иногда и физические наказания. Особо неблагоприятное воздействие на больного ребенка могут оказывать такие формы психологического отвержения, которые заставляют детей думать, что они «плохие», «недостойны родительской любви и внимания». В этих случаях у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

«Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной  стимуляции со стороны родителей. Это  еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и  социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. У  этих детей чаще всего наблюдается  склонность к депрессивным состояниям.

Родителям важно помнить, что «шрамы» в душе ребенка  оставляют не только физические наказания, но и психологическое его отвержение. Психологическое отвержение усиливает  или определяет моторную и интеллектуальную недостаточность ребенка, формирует  у него повышенную тревожность, склонность к страхам и фантазиям, усугубляет трудности их обучения, способствует нарушениям сна, аппетита, может явиться  причиной стойкого энуреза.

Установлено, что если матери, склонные к физическому наказанию  своих детей, проявляют, как правило, признаки агрессивности, то матери, психологически отвергающие своих детей, обладают низким уровнем взаимодействия с  ними.

Неблагоприятное влияние  на развитие психики больного ребенка  оказывает и чрезмерная опека  его родителями. Многие родители, жалея  своего больного ребенка, испытывая  неосознанное чувство вины перед  ним, чрезмерно опекают его и  балуют, стремятся все сделать  за него, предупредить каждое его желание. Такой вид воспитания часто встречается  в семьях детей с церебральным параличом. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными.

Для них характерна психическая  и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы  деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нормализация воспитания дошкольника с ограниченными  возможностями начинается с повышения  его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы, равно как и индивидуальная работа психолога с матерью. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к  выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его  контактов со всеми членами семьи  в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое  выполнение.

Таким образом, можно сделать  вывод, что:

– Уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего нарушение интеллекта, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания;

– Отношения дошкольника, имеющего нарушение интеллекта, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

            – Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего нарушение интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. У.М. Мастюкова, А.Г. Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004 г.

2. М.Г. Гогин Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей Дефектология. – 1973 г. - №6

3.    Н.М. Назарова  Специальная педагогика. АКАДЕМИЯ, 2000г.

 


Информация о работе Семейное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта