Семейное воспитание в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:26, реферат

Описание

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
2. аспекты психологии о семье.
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.
2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Семейное воспитание в развитии ребенка.docx

— 43.19 Кб (Скачать документ)

Анализируя таблицу, можно  сделать вывод, что в различные  периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Изменения происходят и в  отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения  разных поколений, степеней родства, родителей  и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто  кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье  людей друг от друга. Социологи говорят  о том, что мужские и женские  роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от “иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна  ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996 года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее  время эти цифры имеют тенденцию  к росту. И.Ф.Дементьева говорит о  возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера  вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и  образцом для подражания у своих  детей. Авторитет матери меняется в  зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок  может приближаться к заработку  родителей или даже превышать  его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в  глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных  ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности  семьи, но и приводит к снижению интеллектуального  потенциала общества.

Помимо падения рождаемости  отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных  связей, ухудшение материального  положения, дисгармония воспроизводства  населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко  и др.).

Влияние распада семьи  на детей дошкольного возраста изучалось  в частности Т.П.Гавриловой. Она  выявила, что при нарушении контактов  с родителями у детей возникают  наиболее острые переживания, поскольку  для ребенка распад семьи - это  ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к  отцу и матери. Развод ставит перед  ребенком непосильные для его  возраста задачи: ориентацию в новой  ролевой структуре без ее прежней  определенности, принятие новых отношений  с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи  плачем, агрессивностью, нарушениями  памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными  исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом  связано с существованием постоянно  действующего общения ребенка с  обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка чувство  одиночества, ощущение собственной  неполноценности.

Снижение рождаемости  и высокий уровень разводов -показатели кризиса семьи. Причины этого  раскрываются в Конвенции ООН  о правах ребенка (1992), а также  в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции - добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся: кризисное  состояние социально-экономической  сферы и неблагоприятные изменения  состава населения, что связано  с демографическим “эхом” войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение среднего числа детей до 18 лет  в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных  семей. По данным государственного доклада "Положение семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась  доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей  с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще  реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала  еще более явной: удельный вес  однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто  семей уменьшилось за это время  со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом  воспроизводстве.

Тип российской семьи и  отношение людей к формально-юридической  стороне брака и семейной жизни  продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая Галина Карелова, заместитель  министра труда и социального  развития, в России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости  при широком распространении  добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент  разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть  разводов приходится на молодые супружеские  пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом  сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных", то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.

"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если  ребенок появляется на свет  с серьезными отклонениями в  развитии или заболеваниями (по  словам профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного  фонда охраны здоровья матери  и ребенка, динамика ухудшения  здоровья детей опережает "взрослую" по таким позициям, как новообразования,  сахарный диабет, болезни органов  кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной  системы), мать прекращает работать  и целиком посвящает себя ему.  Дорогие лекарства, визиты к  врачу, специфическая техника,  одежда, питание - все это стоит  немалых денег, тем более, если  есть и другие дети, а вся  семья существует на заработок  отца. В неполных семьях, после  развода или смерти супруга,  второй (чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать"  свое дитя, заменять ему обоих  родителей. В многодетных семьях  также кто-либо из родителей  жертвует своей работой во  имя детей. 

Конечно, все эти "сценарии" стары, как мир. Следует только сделать  поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и  услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно "наслаиваются" одна на другую: с  рождением очередного ребенка или  инвалида мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в больших семьях не имеют возможности  должным образом лечить своих  детей и т.д. Беда никогда не приходит одна.

"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в России", проведенного под руководством Института экономического развития Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными. В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.

Материальное обеспечение  остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все  ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье  и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в 1995 году 44 процента семей  с одним ребенком не имели среднедушевых  доходов, превышающих прожиточный  минимум, то в 1996 году этот показатель составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50 процентов, трехдетных - 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с четырьмя и более детьми около 90 процентов "минимума" не имеют. В 1998 году на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в многодетных показатель втрое ниже - 211 рублей.

Одними материальными  затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. "Социальная инфраструктура детства тяжелая, - считает профессор  Людмила Буева, заведующая лабораторией философских проблем Института  философии РАН, академик РАН. - Думаю, что в этой ситуации нам помогут  выжить не столько финансовые вливания - их ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение, единомышленники, коллеги - вот те источники, которые могут продуцировать  добрые чувства, пробуждать их".

Л.Буева выделяет несколько  симптомов "болезни" сегодняшней  российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень  тяжелое воздействие, иногда подталкивая  ее к распаду. Ведь кроме необходимости  пересиливать "внешние обстоятельства", мириться с тем, что твоя семья "нетипичная", кроме отказа родителей и детей от многих удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных семей.

В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” - система учреждений и общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”: особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных, создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути оказания помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций - воспитательную.

Глава 2.

Воспитание детей  в 

Страницы: 1 2 3 4

Похожие рефераты:

Семейное воспитание

Семья как фактор формирования личности в современном  обществе. Социальные функции семьи  и ее влияние на подростающее поколение. Роль и задачи семейного воспитания в развитии ребенка. Современная  семья-ее проблемы и возможные пути их решения.

Технология работы социального  педагога с семьёй

Уральский государственный  педагогический университет Социально-педагогический факультет Курсовая работа на тему: «Технология работы социального  педагога с семьёй»

Особенности работы общеобразовательных  учреждений с многодетными семьями

Исторический  путь становления семьи как социальной ячейки общества. Изучение явлений  и особенностей развития полиандрии и полигинии как разновидностей брачных отношений. Рассмотрение методов  работы общеобразовательных учреждений с многодетными семьями.

Социальная ситуация развития в  неполной семье

Характеристика  социального развития личности в  различные возрастные периоды. Семья - наиболее значимый фактор социализации ребенка. Направленность и динамика социального развития ребенка в  семье. Функциональные нарушения в  жизнедеятельности полной семьи.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

ДОКЛАД по ППСО На тему : СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнил : студент 4 курса ФДВ , 412 группы ШОХИН А.А. Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация  членов общества, связанных между  собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих  и несущих ...

Семейное воспитание

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном  родстве, члены которой связаны  общностью быта, взаимной помощью, моральной  ответственностью. Этот институт человеческого  общества прошел сложный путь развития.

Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям  и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Задачи личностно-ориентированного обучения ребенка.

Взаимоотношения родителей и детей  в сельской семье

Причины деструкции детско-родительских отношений, тенденции  и ресурсы их гармонизации. Внутрисемейные традиции межпоколенного общения. Классификация  семей по характеру взаимоотношений  с родителями. Задача гармонизации детско-родительских отношений.

Изучение уровня педагогических знаний родителей учащихся

Анализ позитивной динамики уровня педагогических знаний родителей, которая является показателем  эффективности воспитательного  процесса в школе. Методика для изучения уровня семейного воспитания и выявления  проблем ребенка при проживании в кровной семье.

Информация о работе Семейное воспитание в развитии ребенка