Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:24, реферат
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.
Целью данной работы является изучение различных правил семейного воспитания, нравственное и умственное развитие ребенка в семье.
Введение
1. Сущность семейного воспитания
2. Нравственное воспитание ребенка
3. Умственное развитие ребенка
4. Ошибки семейного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, который формирует нравственный мир ребенка.
Нравственный мир личности включает в себя три уровня:
1.мотивационно-
2.эмоционально-
3.рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Воспитывать
в детях надо все элементы их нравственного
мира. Гармония нравственного мира
человека, гарантия его доброты обеспечиваются
только всеми его слагаемыми, но
направляющими являются нравственные
потребности. Нравственные потребности
– самые благородные и
Нравственные
потребности начинаются с отзывчивости,
которую мы понимаем, как способность
человека понять затруднительное положение
или состояние другого. Отзывчивого
человека обычно называют чутким, сердечным.
Отзывчивость - это целый спектр
чувств – сочувствие, сострадание,
сопереживание. Воспитывать отзывчивость
в ребёнке нужно ещё до того,
как у него сложатся представления
о добре, зле, долге и других понятиях.
Другой важнейший элемент нравственных
потребностей – нравственная установка,
которую можно сформулировать так:
«Не вредить никому, а приносить
максимум пользы». Её нужно формировать
в сознании ребёнка с того времени,
когда он начинает говорить. Благодаря
этой установке ребёнок всегда будет
стремиться к добру, в нём преодолевается
врождённый эгоизм. Обобщённо нравственную
установку можно обозначить как
любовь к людям, природе. Нравственную
установку у ребёнка нужно
воспитывать постоянно словом и
делом, примером и разъяснением, используя
волшебную силу искусства и живой
мир природы. И последним, важным
структурным элементом
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Одним из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Таковы
элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать
детей добрыми счастливыми
Воспитать
развитые нравственные потребности
– главнейшая задача родителей.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
По-видимому,
все дети по своей сильной
Необходимо,
конечно, чтобы вокруг себя ребенок
видел разумно-деятельную жизнь. Единственными
моментами, возбуждающими его к
деятельности, должны быть удовольствие,
ощущаемое им при занятиях, интерес
к делу и стремление усвоить себе
знание и понимание наблюдаемых
им явлений. Всякая работа, соответствующая
силам и пониманию, или степени
развития ребенка, непременно доставит
ему удовольствие, которое еще
увеличивается, если он начинает работу
по собственному побуждению и достигает
желанного результата. Удовольствие,
испытываемое им при этом, так велико,
что оно побуждает его к
дальнейшей деятельности и является
нормальным моментом возбуждения, к
которому не следует поэтому прибавлять
никаких новых раздражителей в виде похвалы,
отличия или награждения. Известно, что
ребенок при ознакомлении с окружающим
его миром и при отыскании себе занятий
постоянно повторяет или имитирует взрослых,
и чем больше он привязан к последним,
и чем лучше они к нему относятся, тем более
он следует их обычаям, привычкам и деятельности.
При этом из подражания ребенок легко
может взяться за непосильное дело, которое
непременно должно неблагоприятно отозваться
на его здоровье и причинить ему страдание.
Наблюдения, однако же, показывают, что,
чем больше ребенок привык останавливаться
и рассуждать над встречающимися явлениями,
тем менее он имитирует, и наоборот. Следовательно,
привычка рассуждать является опять же
лучшим уравнителем его деятельности
и вернее всего содействует появлению
самостоятельности в его действиях. Обсуждение
как активная умственная деятельность
способствует, кроме того, более гармоническому
развитию ребенка, так как умственная
деятельность всегда будет вызывать проверку
обсуждаемого и находиться в связи с физической
его деятельностьюВсе нужное для ребенка,
что может быть исполнено им самим и исполнение
чего соответствует его уменью, должно
быть предоставлено его самодеятельности;
такая мелкая работа, по возможности точно
исполненная, доставляет обыкновенно
ему удовольствие, всего лучше подготовляет
к более сложной деятельности и придает
ему известную уверенность в своих силах.
При всем этом он должен действовать, по
возможности, не по частным указаниям
для каждого отдельного случая, но непременно
по собственной инициативе или только
по кратко и просто выясненным ему общим
положениям. В последнем случае необходимо
только начинать свои выяснения с приема,
ему уже известного, и затем с последним
логически связать неизвестное. Показанный
прием перенимается ребенком и может быть
повторен им совершенно механически; он
мало сосредоточивает на нем внимание
и поэтому недостаточно сознательно его
воспринимает. Между тем как, прислушиваясь
к выяснению этого приема, он должен представить
себе сначала все по полученным звуковым
впечатлениям, а затем уже действовать
соответственно этому сознательному умственному
акту, видоизменяя при этом знакомый ему
прием, смотря по полученным им новым представлениям.
При этом деятельность его гораздо более
разъединяется по времени; на ней сосредоточивается
большое внимание, и происходит более
сознательное направление его действий.
Все это будут самые главные условия для
того, чтобы лучше управлять своими ощущениями
и чувствами и чтобы приучиться к волевым
проявлениям.
3.ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Может
случиться так, что цель воспитания
ребенка оказывается «
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...» Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей.