Семинар по возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:56, курс лекций

Описание

Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты -- явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

Содержание

Представления о факторах, условиях и движущих силах психического развития в зарубежной психологии
Детерминизм
Концепции определяющей роли социально-духовного фактора
Концепция научения в бихевиоризме.
Павловский условный рефлекс
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Теория научения Халла
Когнитивный бихевиоризм Толмена
Память

Работа состоит из  1 файл

семинар 7-8.docx

— 37.59 Кб (Скачать документ)

Семинарские занятия № 7-8

Тема: Представления о факторах, условиях и движущих силах психического развития в зарубежной психологии

 

Вопросы для рассмотрения:

  1. Культурологический подход к изучению психического развития во французской  социологической школе (идеи  Э.Дюркгейма, П.Жане).

социологический школа моральный юридический

· С точки зрения Французской  социологической школы общество -- это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

· Общество необходимо изучать  через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты -- явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и  коллективное, последнее при этом проявляется в виде "коллективных представлений", которые обеспечивают устойчивость общества.

· Функция культуры, в  том числе и религии, заключается  в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Изучая обычаи, моральные  и юридические нормы, взгляды  малокультурных народов, Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над  сознанием каждого отдельного человека. Человек -- существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического1. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики.

По Дюркгейму, "...общие  идеи, которые религия или наука  внедряют в наш ум, интеллектуальные операции, которые эти идеи предполагают, верования и чувства, которые  составляют суть нашей моральной  жизни -- все эти высшие формы психической  активности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не находятся  на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него"2. В двойственности заключается отличие человека от животных; у них нет общественного опыта. Дуализм -- характерная черта концепции Э. Дюркгейма.

Общество рассматривается  Дюркгеймом как реальность. Оно -- духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др. Они отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм). Мысль Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества -- это действительно капитальная мысль. Однако общество Дюркгейм понимает идеалистически, отождествляя его с системой коллективных представлений, т. е. общественным сознанием. Охота, рыболовство и т. п. хотя и рассматриваются, но как контакты изолированных индивидов с природой не предполагают с необходимостью настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется также идеалистически как взаимодействие индивидуального и общественного сознания.

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип -- логический -- пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя -- считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т. п. проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления и рассуждения. Они -- продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды). Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление3. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.) Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. М. Галь-бвакс (1877--1945) на материале памяти, Ш. Блон-дель (1876--1939) применительно к аффективно-волевой сфере утверждали социальный характер всей психики человека. Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,-- как раз это и подвергается критике,-- сколько в выдвижении нового -- исторического -- подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.

Говоря о различных  теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской  психологической школе и о ее наиболее выдающемся представителе П. Жане.

Жане высказал мнение о  том, что различные психические  процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими  регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Положение Жане о том, что  в структуру психических процессов  включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь  уже предвосхищена мысль, которая  нашла свое дальнейшее развитие в  трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции.

Жане говорит о том, что психика человека развивается  в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение.

Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в  поведенческом акте выделяются три  этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление  о цели действия.

Впоследствии Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.

Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.

Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты, например акты подражания.

К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальныеакты.

На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит, по мысли Жане, к формированию так называемых интеллектуальных объектов.

Шестой уровень поведения — это уровень умственной деятельности, мышления, которое Жапе считал производным от практического действия. Таким образом, выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и поставил вопрос о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонгьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др.

В качестве высшего — седьмого — уровня поведения Жане называет созидательную, трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.

Положение о саморегуляции, ставшее краеугольным камнем анализа личности и у других представителей французской социологической школы, перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила означает определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение означает способность к концентрации и распределению силы. Таким образом, обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Именно состояние психологического напряжения, которое в терминах современной психологии можно было бы обозначить как сознательную психическую активность, дает возможность человеку регулировать свое поведение. Сам Жане определяет это состояние как активацию высших потребностей.

Таким образом, теоретические  воззрения Жане представляются вполне современными. Идеи, высказанные этим ученым, впоследствии получили развитие в трудах отечественных психологов.

  1. Проблема соотношения наследственности и среды во французской  генетической психологии (в исследованиях А.Валлона и Р.Заззо).

 

  1. Теория культурного детерминизма в американской школе культурной антропологии.

 

Детерминизм

Принцип детерминизма в социальных науках означает признание объективного характера той связи процессов и явлений, в которой проявляется доминирующая тенденция. Причинный детерминизм исходит из того, что свобода иллюзорна, и все определяется внешними условиями.

Культурный детерминизм — это концепция, согласно которой явления культуры играют определяющую роль в развитии общества. Культурный детерминизм в социологии ведет свое начало от работ М. Вебера , в которых он рассматривал развитие общества в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. На формирование современного культурного детерминизма оказала влияние школа культурной антропологии, представители которой (М. Мид , Л. Уайт  и др.) на примере примитивных обществ пытались доказать, что их жизнь полностью обусловлена обычаями и традициями. В новейших версиях культурного детерминизма общеразделяемые символы и ценности рассматриваются как культурный код, аналогичный генетическому коду, предопределяющему программу поведения социального организма.

Концепции определяющей роли социально-духовного  фактора

А. Сен-Симон, а вслед за ним и О. Конт в качестве движущей силы истории рассматривали разум. Последователем О. Конта в этом отношении являетсяП. Сорокин, считавший, что «идеи управляют миром и вертят им», а «весь социальный механизм опирается на мнения людей». Все основные виды социального представляют модификацию этого фактора, то есть обусловлены идеями. Такое понимание процесса эволюции общества легло в основу созданной П. Сорокинымциклической концепции культурных суперсистем. В этой концепции на протяжении истории человечества существует только три типа культурных суперсистем.

  • Идеациональная суперсистема основана на идее сверхчувственности и сверхразумности Бога.
  • Идеалистическая суперсистема основана на идее о том, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна.
  • Чувственная (сенсорная, сенситивная) суперсистема основывается на идее о том, что объективная реальность и смысл ее сенсорны.

Информация о работе Семинар по возрастной психологии