Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:56, курс лекций
Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты -- явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
Представления о факторах, условиях и движущих силах психического развития в зарубежной психологии
Детерминизм
Концепции определяющей роли социально-духовного фактора
Концепция научения в бихевиоризме.
Павловский условный рефлекс
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Теория научения Халла
Когнитивный бихевиоризм Толмена
Память
Сорокин считает, что в
истории смена этих суперсистем
происходит циклически. Следует сказать,
что Сорокин при помощи своей
концепции стремился найти
Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.
Павловский условный рефлекс
В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. У голодной собаки при виде еды выделяется слюна. Во время каждого кормления звучал звонок, и в конце концов слюна у собаки начинала выделяться при одном только звуке, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. Выделение слюны при виде пищи – это безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку – результат научения, или условный рефлекс. Открытие Павлова, названное классическим обусловливанием, оставило столь глубокий след в психологии, что выработка условного рефлекса стала едва ли не синонимом научения. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области (генерализация); с другой стороны, можно выработать способность тонко различать (дифференцировать) сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» – также заслуга Павлова.
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.
Голуби не сумеют играть в пинг-понг,
если не сформировать у них это
поведение методом «
Теория научения Халла
Еще одна бихевиористская теория научения
принадлежит К.Халлу. Согласно его взглядам,
научение происходит за счет того, что
при каждом ответе возникает подкрепление
в виде частичного удовлетворения, т.е.
«редукции», потребности. Индивид учится
реагировать определенным образом, если
вследствие этого уменьшается влечение
или потребность – например, в еде или
сексе. Такая реакция становится привычкой.
Согласно Халлу, привычка, становящаяся
сильнее с каждым подкреплением, – основной
закон научения. В отсутствие привычек
и потребностей человек не станет осуществлять
никаких действий, поскольку без привычки
не будет знать, как действовать, а без
потребности лишится мотивации к действию.
Поскольку ни один из этих психодинамических
факторов нельзя наблюдать непосредственно,
Халл назвал их «психическими конструктами»,
выступающими «промежуточными переменными»
между стимулом и реакцией.
Когнитивный бихевиоризм Толмена
В отличие от Скиннера, Халла и других
сторонников главенствующей роли связи
«стимул – реакция», Э.Толмен предложил
когнитивную теорию научения, считая,
что психические процессы, участвующие
в научении, не ограничиваются связью
СР. Фундаментальным законом научения
он считал овладение «знаком-гештальтом»,
т.е. когнитивным представлением, занимающим
промежуточное положение между стимулом
и реакцией. В то время как связь «стимул
– реакция» носит механический характер,
познание играет активную посредническую
роль, и результат имеет вид: стимул –
познавательная деятельность (знак-гештальт)
– реакция. Знаки-гештальты состоят из
«когнитивных карт» (умственных образов
знакомой местности), ожиданий и прочих
промежуточных переменных. Крысы, с которыми
проводил опыты Толмен, не нуждались в
выработке условного рефлекса, чтобы найти
в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они
направлялись прямо к кормушке, потому
что знали, где она находится и как ее найти.
Толмен доказывал свою теорию экспериментами
по нахождению подопытными животными
нужного места: крысы направлялись к одной
и той же цели независимо от того, каким
путем были приучены перемещаться. Желая
подчеркнуть определяющую роль цели в
поведении, Толмен назвал свою систему
«целевым бихевиоризмом».
Память
Память так тесно связана с научением,
что эти два понятия не всегда различают.
Эббингауз, например, считал материал
выученным, если его удавалось воспроизвести
без ошибки. Психологи выделяют два вида
памяти: кратковременную, которую мы используем,
когда запоминаем номер телефона лишь
для того, чтобы сразу же его набрать, и
долговременную, требующуюся для таких
целей, как овладение массивом профессиональных
знаний. Поскольку кратковременная память
быстро угасает, следы в памяти со временем
исчезают, если не закрепляются повторением.
Долговременная память нуждается в периоде
консолидации, прежде чем материал сможет
быть сохранен надолго. Предполагается,
что консолидация включает перестройку
нервных сетей, в результате которой образуются
энграммы – структурные следы памяти
в мозгу. Согласно гипотезе М.Познера,
энграммы с течением времени разрушаются,
т.е. память угасает спонтанно. Некоторые
исследователи рассматривают память как
трехчленную структуру, добавляя к упомянутым
выше фазам «средневременную» память.
Кратковременная память действует на
протяжении секунд и минут, средневременная
– около двух часов, после чего функционирует
долговременная память.