Сходства и различий в концепциях периодизации развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сходства и различий в концепциях периодизации развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду.
Исходя из поставленной цели, в работе определяются следующие задачи:
Рассмотреть понятие возрастной периодизации личности;
Изучить развитие человека на разных возрастных этапах;
Выявить условия, влияющие на протекание отдельных этапов;
Дать сравнительный анализ концепции периодизации личности З. Фрейда и Э. Эриксона.
Объектом является исследование развития личности человека, предметом исследования - возрастная периодизация развития личности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СТАДИИ ПО З. ФРЕЙДУ 2
1.1 Оральная стадия 2
1.2 Анальная стадия 2
1.3 Фаллическая стадия 2
1.4 Латентный период 2
1.5 Генитальная стадия 2
2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ ПО Э. ЭРИКСОНУ 2
2.1 Младенчество 2
2.2 Раннее детство 2
2.3 Возраст игры 2
2.4 Школьный возраст 2
2.5 Юность 2
2.6 Ранняя зрелость 2
2.7 Средняя зрелость 2
2.8 Поздняя зрелость 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая Миры.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Отделение среднего профессионального образования

МИЭМИС  
 
 

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

в Алтайском  отделении №8644 «Сбербанка Росси» 
 
 
 

                      Выполнила студентка

                      3  курса, группы 285-сп

                      К.В. Полякова

                      __________________

                         (подпись)

                      Научный руководитель

                      старший преподаватель

                      И.И. Ананьев

                      __________________

                         (подпись) 

                      Работа защищена _____________2011г. 

                      Оценка____________ 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Барнаул 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Развитие  психики человеческого индивида - это обусловленный и, вместе с тем, активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

     Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития  и составляет психологическую возрастную периодизацию.

     Целью курсовой работы является выявление сходства и различий в концепциях периодизации развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду.

       Исходя из поставленной цели, в работе определяются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие возрастной периодизации личности;
  2. Изучить развитие человека на разных возрастных этапах;
  3. Выявить условия, влияющие на протекание отдельных этапов;
  4. Дать сравнительный анализ  концепции периодизации личности З. Фрейда и Э. Эриксона.

     Объектом является исследование развития личности человека, предметом исследования - возрастная периодизация развития личности человека.

     Актуальность  определяется тем, что в возрастной психологии есть целый ряд нерешенных проблем. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Именно изучение этих закономерностей способствует выявлению возможностей бескризисного прохождения возрастных периодов, их использованию для оптимального развития тех или иных психических функций.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

     В ходе написания работы использованы труды авторов: З. Фрейда, Э. Эриксона, Л. Хьелла и других.

 

     

     1 Развитие личности: психосексуальные стадии по

З. Фрейду

 

      Периодизация психического развития - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней - стадий развития психического.

      В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. У З. Фрейда этим критерием является объект либидо (оральная стадия, анальная стадия, фаллическая, латентная и генитальная стадии); у Э. Эриксона - личностная целостность, выражающая отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (8 стадий, охватывающих весь цикл жизни).

      Периодизация психического развития преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных периодизаций психического развития закономерно отражают многомерность самого процесса развития. [8; с.406]

     1.1 Оральная стадия

 

     Оральная  стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание  младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость  для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

     В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот.

     Оральная  стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с оральным типом личности - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности и чрезмерной зависимости. 

     В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. [12; с.127]

     1.2 Анальная стадия

     Анальная  стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

     1.3 Фаллическая стадия

     Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

     Фрейд пытается понять напряжение в детском  опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

     Доминирующий  конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое.

     В норме эдипов комплекс развивается  несколько по-разному у мальчиков  и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

     В возрасте примерно между пятью и  семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

     Версия  эдипова комплекса у девочек  получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Информация о работе Сходства и различий в концепциях периодизации развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду