Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 16 вопросов по дисциплине "Психология семьи".
8. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ, ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Понятие родительское
отношение имеет наиболее общий
характер и указывает на взаимную
связь и взаимозависимость
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся». Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку и степень контроля за его поведением. Выделяются четыре типа воспитания:
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля);Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля);Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля); Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля). Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):
• уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
• полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
• степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
• степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
• строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
• устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний,резкости смены приемов воспитания.
9. СЕМЬЯ И РЕБЕНОК: ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ
Становление
родительского поведения, приспособление
к роли родителя – одно из главных
направлений личностного
10. ПРАРОДИТЕЛИ (БАБУШКИ И ДЕДУШКИ) В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Взаимоотношения
поколений можно рассматривать
в различных аспектах: как исторически
и культурно изменчивое явление;
как психологическое
• формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;• суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внуках;• источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями;• затейники – организуют отдых и досуг внуков;• отстраненные – редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.
11. СЕМЬЯ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрессивные проявления и периоды упадка жизненных сил перемежаются повседневными заботами о ребенке. Часто семья оказывается не в состоянии принять сложившуюся ситуацию. Родители испытывают страх за будущее своего ребенка. Как правило, с ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая система «ребенок–родитель», которая функционирует как единое целое. Эффективность реабилитационных мероприятий во многом зависит от участия и матери, и ребенка. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. Наличие заболевания оправдывает и усиливает заботу родителей, особенно матерей. Неуверенность и обеспокоенность матери провоцирует у ребенка страх, который подчеркивает и усугубляет его состояние. Неуверенность в себе, в своих родительских возможностях пагубно сказывается на всем общении с ребенком. Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку – это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждениям.
12. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В чем суть процесса, возникающего между человеком и семьей? Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи? Основные стадии процесса консультирования: Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, – структурная семейная терапия С. Минухина.В основе этого подхода лежат три аксиомы.
• Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема.• Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.• Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.
13.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-
Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период
Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:
первая – позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей; вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе. Методы диагностики супружеских отношений
Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова).
Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская).
Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Диагностика детско-родительских отношений. Дети остро реагируют на все изменения в семье.