Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 16 вопросов по дисциплине "Психология семьи".
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель–ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин).
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-роди-тельского взаимодействия (Е.И.Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель– ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи».
14. СТАДИИ И КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ БРАКА
Кризис первого года жизни.
Начинается, как правило, во второй половине первого года после свадьбы. Как показывает практика, этот кризис проходит как у пар, которые до брака не жили вместе, так и у пар, которые жили «гражданским» браком. В это время с глаз молодоженов «падают розовые очки». Романтика первых месяцев брака сменяют будни, где много бытовых проблем и раздражающих привычек, на которые раньше не обращалось внимания. Кризис трех лет. Время прихода этого кризиса как правило совпадает с временем, когда в семье родился ребенок или он совсем мал.
Рождение первого ребенка является для родителей сильной стрессовой ситуацией, связанной с тем, что они получают новые роли (мама, папа), которые им надо освоить.
Этот период также связан с повышенной усталостью родителей (ночной плач, постоянной уход). Отец ребенка часто чувствует себя несколько брошенным, ведь жена все время находится рядом с ребенком. Кризис семи лет. Возможно, время его появления связано с кризисом, который в это время переживает ребенок. Это время психологически тяжело для родителей, ребенок постоянно капризничает, делает недозволенные вещи. Не пройдя этот этап, ребенок не приобретет самостоятельности и навыков. Поэтому придется набраться терпения и философски пережить это время: ваш ребенок не «испортился», он просто взрослеет. Кризис «подросткового возраста» семьи. Этот кризис связан с индивидуальным кризисом «среднего возраста». Это период, когда каждый из супругов оглядывается назад на свою жизнь и «ведет счет» победам и поражениям. Происходит переоценка и внутрисемейных ценностей: слишком много накопленных обид, и каждый решает, не зря ли он связал жизнь с супругом.
15. ДОБРАЧНОЕ И ПРЕДБРАЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Для создания
успешной семьи необходимо достигнуть
физической зрелости, приобрести опыт
общения с представителями
16. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПО ПОВОДУ СЛОЖНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ. Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений. Первое – проблемы, связанные с воспитанием детей. Второе – проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей. Третье – интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Четвертое – личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении. Родителю необходимо знать, что главной, ее еще называют витальной, т.е. жизненно важной, потребностью младенца в возрасте от рождения и до года является потребность в общении с матерью. Уже на первом году жизни у ребенка формируются черты социального поведения. Ранний возраст – это и старт для развития у детей конструктивной и изобразительной деятельности. Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребенка – соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. В.Оклендер, утверждал агрессивное поведение ребенка связано в первую очередь с окружением, а не с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Предпосылкой к возникновению школьной неуспешности может стать психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе в условиях новой ситуации развития.