Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"
Билет №1.
1.Предмет и методы социальной психологии.
Специфика социальной психологии как научной дисциплины СП возникла на стыке психологии и социологии. Предмет социальной психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик этих групп. В 20-е годы ХХ в. в истории СП первый этап дискуссий о предмете социальной психологии (о содержании науки, что из себя представляет и имеет ли статус самост-ной науки).
Характеристика методов социальной психологии: 1. Методы исследования, применяемые в исследованиях на практике, изучения феноменов I – методы сбора данных II – методы обработки данных. Методы наблюдения используются в СП крайне редко как самостоятельные,выступают в виде дополнительного. Тестовый метод (тестирование) Представлен в форме тест-опросника. Направленность тест-опросника структура ценностных ориентаций личности, система установок и тестовые методики, направленные на изучение структуры отношений, представленных в малой группе. Используются социометрические методы и различные модификации этого теста.
Экспериментальный метод является лабораторным методом, в качестве объекта исследований являются малые группы. Наиболее распространение получил в зарубежной СП. Опрос широко используется в социально-психологических исследованиях. Представлен в разных вариантах: анкетирование (очно и заочно), в индивидуальной и групповой форме: устный опрос или интервью. Применяются индивидуальные и групповые; сфокусированные и не сфокусированные (имеется в виду одной темы или разные); стандартизированные и не стандартизированные.
Анализ продуктов деятельности чаще представлен в форме анализа документов - любой носитель информации (видеозапись, аудиозапись, печатная продукция), при изучении рекламы, в политической психологии. Обработка данных представлены качественными процедурами анализа. Анализ отдельных эпизодов, отдельных случаев. Используется редко, хотя позволяет получить интересную информацию.
Процедуры количественного анализа: статистическая обработка собранных данных. Используются количественно и статистически. Методика контент-анализа, которая характеризует качественно-количественный метод обработки. Сначала выделяется качественная категория, которая изучает область психической реальности, затем количественная, подсчет появления этих категорий, и делаются выводы. Позволяет сделать неявное, скрытое содержание. 2. Методы воздействия, которые применяются в практической СПдля оказания психол-кой помощи. Цель – это изменения использования поведения, мнений, отношений, установок, которые есть у человека. Метод консультативной беседы – индивидуальная форма работы психолога с клиентом. Активная форма работы с группой – социально-психологический тренинг. Он ориентирован на изменение межличностных отношений, коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг предполагает вариант дискуссии. Эти методы можно использовать с целью сбора данных. Место СП: связь с социологией, психологией, историей, философией, юристпруденцией – практически со всеми дисциплинами гуманитарного блока.
2. Конфликт и его характеристика. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от-носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные связанные с реальными проблемами и недостатками и субъективные, обусловленные различными оценками тех или иных событий и поступков.Межгрупповые конфликт — это конфликты интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы.Самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника,
Виды конфликтов по последствиям:конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;деструктивные, разрушающие организацию.
3. Характеристика конструктивного общения.
Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Основные условия конструктивного общения:
-способность человека
-способность извлекать из
-способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Билет №2.
Билет №3.
1.Способы разрешения конфликтов. Вам надо принять то, что проблемы другого человека реальны для него самого, и не имеет значение, считаете ли вы их реальными или нет. Обе стороны должны полностью устранить какие-либо личные неприязни и избегать атаки, в противном случае, вы будете неспособны урегулировать конфликт.Советы, которые помогут вам устранить разногласия:
1. Договоритесь встретиться на нейтральном месте. Если возможно договоритесь о встрече на обоюдно согласованном месте, далеко и от вашего офиса и от места оппозиционной стороны. Это поможет провести собрание сбалансировано. Позаботьтесь о том, чтобы вас не беспокоили, и до обсуждения согласуйте временные рамки дискуссии.
2. Воспользуйтесь помощью куратора/арбитра.будет полезным использовать/ нанять куратора, когда проблема кажется противоречива без третьей независимой стороны. В этом случае убедитесь, что вы наняли человека, который сможет установить и определить четкие направления дискуссии. Арбитр также должен суметь достичь обоюдного соглашения между сторонами настолько, что все будут согласны сделать всё необходимое.
3. Взаимное уважение. Если вы начинаете собрание, вы должны уважать всех и себя, и человека, с которым у вас возникли проблемы. Проблема, которую вы хотите решить, позволяет вам поработать над собой и быть дружелюбным друг к другу в дальнейшем.
4. Воспринимать разногласия. Вы должны воспринимать разногласия как обычный неизбежный и даже потенциально допустимый факт, также и то, что разногласия могут положительно повлиять на разрешение ситуации.
5. Составьте соглашение. Вы должны соглашаться работать над проблемой для обоюдного решения и взаимной пользы.
Решение разногласий всегда должно приводить к положительному результату для обеих сторон. В противном случае одна сторона будет постоянно уходить рассерженной, что может повлиять на будущие деловые отношения.
2.Конструктивное общение
в различных сферах
3.Ситуация ролевого взаимодействия: перцептивные механизмы («эффект ореола», внешняя привлекательность, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм и т.д.).
Билет №4
1.Понятие и структура личности. Личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром. Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:
• индивидуальность личности;
• ее представленность в системе межличностных отношений;
• запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них.
Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность. Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида.
2. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
3.Ситуация межличностного взаимодействия: перцептивные механизмы (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция). Каузальная атрибуция как перцептивный механизм.
Билет №5.
1.Поведенческие стратегии в конфликтной
ситуации. Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения,
исходит из оценки личных интересов в
конфликте как высоких, а интересов своего
соперника — как низких. Выбор стратегии
принуждения в конечном итоге сводится
к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.Выбор
в пользу борьбы отличается стилем поведения,
характерным для деструктивной модели.
При такой стратегии активно используются
власть, сила закона, связи, авторитет
и т.д. Нередко при реформировании организационно-штатной
структуры предприятия (учреждения) предполагаемые
«вливания» одних подразделений в другие
носят необоснованный характер. И в этих
случаях человек, отстаивающий интересы
таких подразделений, должен занимать
жесткую позицию.Уход. Стратегия ухода отличается
стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется
низким уровнем направленности на личные
интересы и интересы соперника и является
взаимной. По сути, это взаимная уступка.Уступка. Человек, придерживающийся
данной стратегии, также стремится уйти
от конфликта. Но причины «ухода» в этом
случае иные. Направленность на личные
интересы здесь низкая, а оценка интересов
соперника высокая, т.е. человек, принимающий
стратегию уступки, жертвует личными интересами
в пользу интересов соперника.Компромисс. Компроми