Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"
2.Классификация малых социальных групп. Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.
Референтная
группа, нормы которой признаются личностью
как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется
на определенную группу уважаемых коллег,
спортсмен - на нормы ему известных рекордсменов
и т. п. Закоренелых преступников не огорчает
неодобрение большинства людей, но они
чутко реагируют на позицию своей преступной
группы. Подросток может высоко ценить
нормы поведения своих товарищей и родителей.
Многие поступки человека в микросреде
объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе. Социально положительная группа
оказывает мощное воздействие на социально-психологическое
развитие индивида. Включаясь в эти группы
уже с рождения, ребенок черпает в них
все необходимые ему компоненты социального
опыта, человеческой культуры. Однако
социальная группа может не только усиливать,
но и подавлять возможности индивида (эффект
группового подавления называется ингибицией).
Социальные группы могут занимать различные
позиции в отношении базовых социальных
ценностей. Их деятельность может быть социально
ориентированной (
3.Значение социальной группы для индивида. Малые социальные группы оказывают большое влияние на человека, на его психологию и поведение. Это влияние проявляется в следующем:1. В малых социальных группах человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, устанавливать с людьми нормальные, то есть соответствующие этим нормам, взаимоотношения.2. В малых социальных группах человек получает образцы или формы поведения, подражая которым и осваивая которые, человек оказывается способным умело вести себя в обществе среди людей.3. В общении с людьми в различных социальных группах человек формирует и развивает свои способности. Эти способности ему первоначально демонстрируют окружающие люди. Они же передают человеку как члену группы необходимые для формирования соответствующих способностей знания, умения и навыки. Они же контролируют процесс формирования способностей у человека, корректируя его.4. В малых социальных группах человек обеспечивается так называемой обратной связью или информацией о том, как он выглядит и оценивается людьми со стороны.В малых социальных группах формируется правильная самооценка человека.5. В малых социальных группах человек получает разнообразную поддержку, моральную и материальную, со стороны окружающих людей. Такая поддержка ему особенно необходима для самосовершенствования, для стимулирования успехов в различных видах деятельности.6. В малых социальных группах человек осваивает социальные роли, соответствующие им формы социального поведения. Благодаря этому он оказывается способным успешно адаптироваться в обществе, согласовывать свои действия с поведением других членов общества, а также брать на себя и выполнять различные общественные обязанности.7. В малых социальных группах человек удовлетворяет свои основные, жизненно важные интересы и потребности. Следовательно, малые социальные группы поддерживают жизнь человека и его человеческое существование.
Билет №6
Билет №7.
Билет №8.
Билет № 9
Билет № 10
билет № 11
Предмет и методы социальной психологии. Специфика социальной психологии как научной дисциплины СП возникла на стыке психологии и социологии. Предмет социальной психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик этих групп. В 20-е годы ХХ в. в истории СП первый этап дискуссий о предмете социальной психологии (о содержании науки, что из себя представляет и имеет ли статус самост-ной науки).
Характеристика методов социальной психологии: 1. Методы исследования, применяемые в исследованиях на практике, изучения феноменов I – методы сбора данных II – методы обработки данных. Методы наблюдения используются в СП крайне редко как самостоятельные,выступают в виде дополнительного. Тестовый метод (тестирование) Представлен в форме тест-опросника. Направленность тест-опросника структура ценностных ориентаций личности, система установок и тестовые методики, направленные на изучение структуры отношений, представленных в малой группе. Используются социометрические методы и различные модификации этого теста.
Экспериментальный метод является лабораторным методом, в качестве объекта исследований являются малые группы. Наиболее распространение получил в зарубежной СП. Опрос широко используется в социально-психологических исследованиях. Представлен в разных вариантах: анкетирование (очно и заочно), в индивидуальной и групповой форме: устный опрос или интервью. Применяются индивидуальные и групповые; сфокусированные и не сфокусированные (имеется в виду одной темы или разные); стандартизированные и не стандартизированные.
Анализ продуктов деятельности чаще представлен в форме анализа документов - любой носитель информации (видеозапись, аудиозапись, печатная продукция), при изучении рекламы, в политической психологии. Обработка данных представлены качественными процедурами анализа. Анализ отдельных эпизодов, отдельных случаев. Используется редко, хотя позволяет получить интересную информацию.
Процедуры количественного анализа: статистическая обработка собранных данных. Используются количественно и статистически. Методика контент-анализа, которая характеризует качественно-количественный метод обработки. Сначала выделяется качественная категория, которая изучает область психической реальности, затем количественная, подсчет появления этих категорий, и делаются выводы. Позволяет сделать неявное, скрытое содержание. 2. Методы воздействия, которые применяются в практической СПдля оказания психол-кой помощи. Цель – это изменения использования поведения, мнений, отношений, установок, которые есть у человека. Метод консультативной беседы – индивидуальная форма работы психолога с клиентом. Активная форма работы с группой – социально-психологический тренинг. Он ориентирован на изменение межличностных отношений, коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг предполагает вариант дискуссии. Эти методы можно использовать с целью сбора данных. Место СП: связь с социологией, психологией, историей, философией, юристпруденцией – практически со всеми дисциплинами гуманитарного блока.
Конфликт и его характеристика. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от-носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные связанные с реальными проблемами и недостатками и субъективные, обусловленные различными оценками тех или иных событий и поступков.Межгрупповые конфликт — это конфликты интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы.Самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника,
Виды конфликтов по последствиям:конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;деструктивные, разрушающие организацию.
3.Характеристика конструктивного общения .Конструктивное общение в различных сферах жизнедеятельности человека. Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Основные условия конструктивного общения:
-способность человека
-способность извлекать из
-способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Экзаменационный билет № 12
Вопросы:
Экзаменационный билет № 13
Вопросы:
Экзаменационный билет № 14
Вопросы:
Экзаменационный билет № 15
Экзаменационный билет № 16
Вопросы:
17
Экзаменационный билет № 18
Экзаменационный билет № 19
Экзаменационный билет № 20
Вопросы: