Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание

1.Психология ощущения и восприятия
1.1. Общее представление об ощущении и восприятии.
1.2. Развитие восприятия
2. Психология мышления и речи.
2.1. Предмет и задачи исследования психологии мышления.
2.2 Типы задач и виды мышления.
2.4 исследования мышления с позиции деятельностного подхода
2.5 Онтогенетическое развитие мышления и речи
3. Психология памяти внимания воображения

Работа состоит из  1 файл

Копия билеты.docx

— 74.12 Кб (Скачать документ)

Мышление дает возможность  понять закономерности материального мира, причинно-следственныесвязи в природе и в общественно-исторической жизни. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика. 
 
 
Мышление формируется в процессе жизнедеятельности человека.  
Ребенку до 5 лет присуще допонятийное мышление. Оно отличается тем, что ребенок не обращает внимания на противоречия, имеет тенденцию связывать все со всем и нарушает законы формальной логики. Например, увидев отражение солнца в луже, ребенок может сделать вывод о том, что "лужа улыбается"! 
Постепенно ребенок переходит от простого складывания предметов, к установлению сходства и различия между ними, выявлению связей и к 16-17 годам приобретает понятийное мышление. 
Мышление осуществляется в двух основных формах:

  •  
    формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений
  •  
    решение проблем (мыслительных задач).

Понятие - выражает свойства, связи и отношение предметов и явлений, которые обозначаются словом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие признаки, как сознание, речь, трудовая деятельность и производство орудий труда. 
Понятия могут быть конкретными и абстрактными, а также единичными и общими.  
Так, если из всех признаков предмета выделяются те, которые характеризуют именно этот предмет, мы имеем дело с конкретным понятием, например, "город", "мебель". Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие, например, "справедливость", "равенство". 
Суждение строится на совокупности понятий. Поэтому, суждение выражает связи между предметами и явлениями, их свойствами и признаками. Например, "Земля вращается вокруг Солнца".  
Умозаключение - это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Например, "все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля - планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца". 
К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.  
Индукция - это логический вывод, сделанный на пути от частного к общему.  
Дедукция - это логический вывод, сделанный на пути от общего к частному.  
Аналогия - это логический вывод, сделанный на пути от частного к частному. 
Типы, виды и индивидуальные особенности мышления. 
 
Современная наука в определении типов мышления использует различные подходы. 
Различают дискурсивное или умозаключающее мышление и интуитивное, характеризующееся минимальной осознанностью. 
По характеру решаемых задач мышление разделяют на теоретическое и практическое. 
Теоретическое мышление позволяет познавать законы и разрабатывать концепции и гипотезы. 
Практическое мышление дает возможность готовить преобразования действительности - разрабатывать цели, создавать планы, схемы, проверять гипотезы. 
По содержанию задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов.  
Наглядно-образное мышление - на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.  
Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций. В зависимости от того, какой тип операций применяется, различают аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное мышление. 
Аналитическое мышление имеет временной, структурный, осознаваемый характер. 
Реалистическое - направлено на внешний мир и регулируется законами логики. 
Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. 
Продуктивное - это воссоздающее мышление на основе новизны, а репродуктивное - воспроизводящее мышление по заданному образу. 
Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов, например в сновидения, апроизвольное - целенаправленное решение мыслительных задач. 
Следует иметь в виду, что мышление имеет индивидуальный характер.  
Важнейшими качествами мышления являются: 
Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. 
 
^ Глубина - способность проникать в сущность явлений, понимать причины и закономерности. 
Широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. 
Быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. 
Оригинальность - способность производить новые идеи, отличающиеся от общепринятых. 
Пытливость - потребность находить наилучшее решение. 
Критичность - объективная оценка явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. 
Торопливость - непродуманность всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее отдельных сторон, высказывание неточных суждений. 
Мышление носит целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваныпотребностями, интересами личности и ее целями. Это вызвано тем, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют стремление человека к развитию своего интеллекта и желание использовать его в полезной деятельности. 
Одной из проблем современного обучения является развитие формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся закрепощаются в рамках формально-логического мышления, а их творческий потенциал не используется. 
 
Творческое мышление имеет ряд особенностей: 

  •  
    оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
  •  
    умение видеть объект под новым углом зрения;
  •  
    способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
  •  
    гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным; страх критики; психическая напряженность. 
Условиями решения творческих задач являются применение новых способов; преодоление сложившихся стереотипов; умение идти на риск; разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы. 
 
 
В настоящее время используется немало техник рационального мышления: 

  •  
    Вертикальное мышление, представляющее собой процесс пошагового движения к цели, похожий на подъем по лестнице ступенька за ступенькой;
  •  
    Латеральное (горизонтальное) мышление - изучение проблемы под новым углом зрения, словно перепрыгивание с одной лестницы на другую;
  •  
    Стратегическое мышление - разработка общей стратегии планирования и управления широкомасштабными операциями, путем рассмотрения проекта со всех возможных точек зрения;
  •  
    Аналитическое мышление - расчленение проблемы на составные части, изучение каждой части по отдельности, ее связей с остальными составляющими и исследование возможности новых способов сочетания этих частей;
  •  
    Критическое мышление - тщательная оценка при расчете осуществимости идеи.

Наибольший эффект достигается  при комбинированном использовании  различных техник мышления, так как  использование отдельной техники  позволяет выявить только один аспект проблемы.  
Например, широко распространенное критическое мышление, как самостоятельный предмет похоже на левое переднее колесо автомобиля: хорошо само по себе, но не представляет ценности в отрыве от всего автомобиля. Оно основано на суждении и ему не хватает созидательного аспекта. Десять великолепно обученных критических мыслителей не могут сдвинуться с места до тех пор, пока кто-нибудь не выдвинет конструктивное предложение. Критиковать его смогут все. Но критическое разрушение одной гипотезыникогда не создает лучшей гипотезы. К получению лучшей гипотезы приводит творчество. 
^ К творчеству способен каждый человек, а заявление, что многие из нас - люди нетворческие и неизобретательные, ложно.  
Просто, в современных условиях, способность к творчеству, зачастую не реализуется. При этом человек придумывает огромное количество отговорок, которыми оправдывает свое нежелание работать творчески. Это позволяет предположить наличие у каждого человека большого таланта, который может быть использован более продуктивно, чем сочинение отговорок! 
С большой достоверностью можно утверждать, что творческий потенциал человека сковывает скрытый страх и внутреннее сопротивление, истоки которых лежат в традиционной школьной системе обучения.  
Суть этого заключается в том, что ребенку дают книги по изучаемым предметам, а он знает, что учебники намного сложнее художественных книг, что они таят в себе много работы и что потом будут проверять знания, полученные из этих книг. 
Предположение, что такие книги трудны и представляют собой объект большого труда, вызывает отрицательное отношение к ним, а то, что предстоит проверка полученных знаний, становится причиной стресса. Это может совершенно парализовать работоспособность мозга.  
Известно много случаев, когда учащиеся на экзамене не могли вспомнить ни слова, несмотря на то, что предмет знали, или давали неполный ответ, из-за психологического блокирования целых разделов знаний на время экзамена. 
Столкнувшись с такой угрозой, учащийся оказывается перед выбором: он может либо все учить и получить одну цепь вытекающих отсюда последствий, либо не учить и получить иную цепь последствий.  
Если он будет готовиться, но получит плохой результат, то этим как бы подтвердит собственную "тупость" или что-то другое в этом роде. Конечно, на самом деле это не так, потому что истинная причина его "провала" заключается в несовершенстве системы проверки. Но он об этом не знает и будет убежден в своей неполноценности. 
Если же он не будет заниматься, то сложится иная ситуация. Получив низкую оценку на экзамене, он сможет сказать, что провалился естественно, потому что "не готовился, и эта ерунда совсем не интересна". 
Поступая таким образом, он решает проблему сразу несколькими путями. 

  1.  
    Он избегает одновременно и угрозы, и самого контроля объективности своей самооценки, которые были бы неизбежны, не уклонись он от подготовки.
  2.  
    У него есть отличное оправдание провала.
  3.  
    Он заслуживает уважение других учащихся, поскольку набирается храбрости бросить вызов ситуации, которая всех пугает.

Интересно отметить, что  часто те, кто готовился к экзамену, на всякий случай предпочитают вести себя так, как будто они не готовились. Иногда можно увидеть, как человек, получивший хорошую оценку, и тот, кто провалился, пользуются одними и теми же отговорками для объяснения причины: в первом случае - того, что получил не отлично, а во втором - полного провала. 
 
2.4 исследования мышления с позиции деятельностного подхода

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в  рамках психологической теории деятельности (А.А. Смирнов, A.H. Леонтьев). С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности.  
 
А.Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности. 
 
Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Однако в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможность создать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В настоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного интеллекта».

2.5 Онтогенетическое  развитие мышления и речи

3. Психология памяти  внимания воображения

3.1 Общее представление  о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.«Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как  способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 302.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая иопосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это  сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функциизапоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитойдолговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильныкратковременный и оперативный виды памяти.

3.2 Принципы организации  памяти

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ПАМЯТИ

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Существуют несколько типов памяти. Моторная память - эволюционно самый  древний вид. Отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных  «запрограммированных» движений, помогает воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память фиксирует переживания, которыми сопровождаются те или иные события. Биологический смысл состоит  в выработке системы предупреждения. Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются  непроизвольно и практически  мгновенно. Самая прочная память.

Образная память имеет несколько  подвидов, поскольку связана с  работой сенсорных систем или  органов чувств. Она включает в  себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже  всех остальных и формируется  только на базе второй сигнальной системы (по И. П. Павлову - человеческая речь) в  процессе обучения. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. Эйдетическая память - особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно  яркого, детализированного образа события.

В зависимости от преобладающего в  процессе функционирования памяти анализатора  выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти. У человека преобладающим является зрительное восприятие. В зависимости  от хранения материала выделяют:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"