Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание

1.Психология ощущения и восприятия
1.1. Общее представление об ощущении и восприятии.
1.2. Развитие восприятия
2. Психология мышления и речи.
2.1. Предмет и задачи исследования психологии мышления.
2.2 Типы задач и виды мышления.
2.4 исследования мышления с позиции деятельностного подхода
2.5 Онтогенетическое развитие мышления и речи
3. Психология памяти внимания воображения

Работа состоит из  1 файл

Копия билеты.docx

— 74.12 Кб (Скачать документ)

1) непосредственный отпечаток сенсорной  информации: система удерживает  достаточно точную картину мира  через органы чувств. Длительность  сохранения невелика - 0,1-0,5 с (картинка, возникающая, если закрыть глаза);

2) кратковременную память - непосредственную  интерпретацию событий, которые  произошли на сенсорном уровне (запоминание во фразе не звуков, а слов).

Емкость - несколько единиц хранения, определяется по количеству информации, которую человек способен точно  воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью является избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует  актуальным потребностям и интересам  человека, привлекает к себе его  повышенное внимание;

3) оперативную память - хранит информацию  в течение определенного, заранее  заданного срока, необходимого  для выполнения некоторого действия  или операции. Длительность - от нескольких  секунд до нескольких дней;

4) долговременную память - связана  с мышлением и волевыми усилиями. Емкость практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в этой системе;

5) генетическую память - обусловлена  генотипом и передается из  поколения в поколение. Влияние человека на этот вид памяти ограничено.

3.3 Общие представления о внимании.

Общее представление о  внимании 
В характеристиках роли внимания в жизни человека  часто ссылаются на образное высказывание К.Д. Ушинского: «…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».  
Внимание – это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека, на каких – либо предметах, явлениях, связях действительности. 
Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность – это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению. 
Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических  процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе. 
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его. 
 П.Я. Гальперин отмечал, что, во – первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается  как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во – вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. 
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно по этому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом. 
Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека, на каких – либо предметах, явлениях, связях действительности. Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и  является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно по этому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

3.4 Психология творческого воображения: возможности и  
ограничения методов стимуляции творчества 
 
 
Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.  
 
Творческое воображение как построение способов представления реальности. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов. Исследовательский (аналитический) и конструктивно-технологический подходы к созданию методов стимуляции творчества. Проблема несовпадения порождения и понимания творческих продуктов. Создание “теорий” решения изобретательских задач и развитие творческих способностей.  
 
Воображение в научном, техническом, художественном творчестве. Соотношение результатов фундаментальных и прикладных исследований творчества. 

Эмоционально- волевая регуляция деятельности

2.1 Основные направления  развития представлений об эмоциях

При восприятии человеком предметов  и явлений окружающего мира он всегда вырабатывает какое-то отношение  к ним. Одни события вызывают у  него радость, а другие - негодование. Одни вещи человеку нравятся, другие вызывают у него неудовольствие. С одними людьми у него складываются отношения, к другим он равнодушен, а третьих  даже ненавидит. Такие формы переживания  человеком своего отношения к  различным объектам, как удовольствие, радость, горе, любовь, называются чувствами, или эмоциями. Эмоциями также называют переживание человеком своего отношения  к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в  данный момент, связанное с удовлетворением  или неудовлетворением потребностей.

Эмоции не возникают сами собой, без причины. Источниками эмоций являются объективная действительность и ее соотнесение с потребностями  человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением  простейших, органических потребностей человека и общественных потребностей человека, вызывает у него положительные  эмоции (удовольствие, радость, любовь). А то, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные  эмоции(неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций в жизни и  деятельности человека чрезвычайно  велико. Именно они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе и творчестве. Эмоции часто определяют поведение  человека, постановку им тех или  иных жизненных целей.

Исследованиями на животных было установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Сигнальная функция эмоций связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (т. е. движениями мышц лица), пантомимическими (т. е. движениями мышц тела, жестами), а также изменениями голоса, вегетативными изменениями (т.е. потоотделением, покраснением или побледнением кожи). Такие проявления эмоций сигнализируют другим людям о том, какие эмоции переживает человек. Каждый человек по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, таких как изменение ритма дыхания, деятельности сердечно-сосудистой системы, изменения работы слюнных, слезных и потовых желез.

Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. В тот момент, когда  эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие  процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной  мускулатуры.

Следует отметить, что, изменяя жизнедеятельность  человека, эмоции выражаются в целом  ряде внешних проявлений. Сильные  чувства связаны с изменением кровообращения - в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как  кровь отливает от внешних покровов кожи.

От стыда или смущения человек  краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе  и радости учащается дыхание.

2.2 Назначение  и виды эмоциональных процессов

Виды  эмоций: настроения, простейшие, или  биологические, эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы.

Настроение  — слабое, но существующее долгое время  эмоциональное переживание, определяет психологическое состояние человека в течение длительного времени: от нескольких часов или дней. Человек  очень плохо осознает такую эмоцию, как настроение, как по ее источникам, так и по характерным переживаниям.

Биологические эмоции — эмоциональные переживания, которые человек, как каждый живой  организм, испытывает в результате удовлетворения своих биологических  потребностей. Они порождают пустые, однозначно окрашенные эмоциональные  переживания. Такие эмоции являются врожденными и имеются также  у животных, они подвержены закономерной динамике и имеют циклический  характер.

Аффекты — сравнительно короткие, но достаточно сильные эмоциональные переживания. Они протекают быстро и имеют  яркое внешнее выражение. Аффекты  возникают либо в начале, либо в  конце деятельности, отражая ожидания человека от деятельности или ее результат. Аффекты возникают при неожиданном  результате деятельности или когда  на пути либо неожиданно возникает, либо пропадаем определенное препятствие. „

Чувства — исключительно человеческая разновидность  эмоции. Они составляют большинство  эмоциональных переживаний человека. Чувства — целый комплекс различных  эмоциональных переживаний. Чувства  почти всегда можно анализировать. В них могут входить и определенные ощущения, которые имеют определенную эмоциональную окраску. Чувства  могут быть низменными и возвышенными. Их подразделяют на группы в соответствии с предметами, к которым они  относятся: эстетические, интеллектуальные, моральные, правовые. Чувства — не врожденные эмоции человека, они приобретаются  им в процессе жизни.

Страсти —  самые сильные чувства человека, они явно преобладают над всеми  другими, и человек практически  не в состоянии управлять ими, скорее, они управляют человеком.

2.3 Эмоциональные состояния

Наиболее общее  эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени  все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или  печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным  или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или  иных событий, а на их значение для  жизни человека в контексте его  общих жизненных планов, интересов  и ожиданий.

Аффект

Аффект  — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью  захватывает психику человека. Это  влечет за собой сужение, а порой  и отключение сознания, изменения  в мышлении и, как следствие неадекватное поведение.

Стресс

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром  “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Фрустрация — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных  эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

2.4 Экспериментальные  исследования эмоций

В. Вилюнас, В. Стончус, И. Пацевичус проводили исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации Для получения некоторых количественных характеристик эмоциональной динамики авторы предлагали испытуемым вести своего рода эмоциональный дневник, отмечая в нем продолжительность, знак и интенсивность (в шкале от -5 до +5) испытываемых эмоциональных переживаний, а также вид деятельности, в котором они возникают [5]. 
 
Н.В. Витт, Л.Б. Ермолаева-Томина занимались разработкой методики выявления эмоциональности в мнемических процессах на основе анализа актуализации по памяти ранее пережитых эмоций четырех модальностей: радость, страх, гнев, неприятные переживания. Получены значительные различия по скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций; частоте репродуцирования эмоциональных ситуаций определенной модальности; интенсивности повторного переживания эмоций различных модальностей [6]. 
 
Д.Д. Шерман предложил метод определения и изучения эмоционально-волевого компонента (способности к максимально-волевой мобилизации) у лиц, чья деятельность сопровождается высокой степенью эмоционального напряжения. Метод основан на принципе выполнения максимального статического усилия на протяжении 30 с. Изменения статического усилия регистрировались с помощью динамографа. Подсчитывался критерий К-1 (качество начального и конечного максимального усилия в течение 30 сек) и критерий К-2 (изменение максимального усилия в течение 30 сек). Автором было установлено, что у лиц с малоразвитой способностью к эмоционально-волевой мобилизации в условиях эмоционального напряжения К-1 изменяется в пределах 0,32–0,83 условных единиц, К-2 — 0,30– –0,99 условных единиц. В группе лиц, обладающих высокой способностью к эмоционально-волевой мобилизации, эти показатели достоверно выше [21]. 
 
П.Б. Зильберман работал в русле установления критериев эмоциональной устойчивости, на основе которых можно констатировать уровень этого качества, и в русле разработки адекватных методов обнаружения этого сложного психофизиологического свойства личности. При этом проводилось сопоставление продуктивности труда в условиях нормального протекания выполняемой работы с результатами деятельности при эмоциональном возбуждении. Использовалась эмоксординометрическая методика (Е.А. Милерян, 1966) и электро-кожный раздражитель [7]. 
 
Э.Л Носенко занимался изучением возможности оценки эмоциональной напряженности человека-оператора по характеристикам его речи. Предложенная им методика основывается на положении о том, что в речи в состоянии эмоциональной напряженности у говорящего возникают существенные затруднения в оперативном выборе языковых единиц для адекватного выражения мыслей, которые приводят к увеличению количества и длительности поисковых пауз в высказывании, что, естественно, сказывается, в частности, на темпоральных характеристиках речи [16]. 
 
И.А. Попова предлагает путь поиска новых методик, направленных на исследование процессов, в которых эмоции презентируются «косвенно». В качестве одного из возможных индикаторов эмоциональных характеристик предлагается рассматривать цветовое предпочтение (Наустен, 1926; Дерибере, 1964, Фрилинг и Ауэр, 1973 и др.). Результаты проведенного И.А. Поповой эксперимента показали, что крайние группы испытуемых, отличающиеся модальностью доминирующих эмоций, имеют различия по цветовому предпочтению [18]. 
 
Известна даже попытка определить силу нервной системы (эмоциональную устойчивость) по содержанию катехоламинов, тироксина и гидрокортизона при мышечной работе различной интенсивности [17]. Данные при этом были получены неоднозначны

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"