Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи
– функция коммуникации, т. е. передачи
информации. Если первые две функции
речи могут быть рассмотрены как
внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет
собой разновидность
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
“Личность - это человек, взятый в системе таких
его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.”
(Лавриненко В.Н. Психология и этика делового
общения. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87)
“Личность - многомерная и многоуровневая система
психологических характеристик, которые
обеспечивают индивидуальное своеобразие,
временную и ситуативную устойчивость
поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология.
Учебник для технических вузов. - СПб.:
Питер, 2000, с.263).
“Личностью в психологии обозначается системное
социальное качество, приобретаемое индивидом
в предметной деятельности и общении и
характеризующее уровень и качество представленности
общественных отношений в индивиде.”
(Петровский А.В. Общая психология. - М.:
Просвещение, 1986).
“Личность - это такая система психических регуляторов,
которая обеспечивает ориентировку и
поведение человека в надситуативных
целостностях социальной среды (таких,
как идеалы, мораль, истина и подобные
всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А.
Основы психологии. Учебник для студентов
высших учебных заведений непсихологических
специальностей. - М.: ЮНИТИ, 1997).
“Под личностью психология понимает конкретного человека
с его неповторимыми морфофизиологическими
качествами (рост, телосложение и т.д.),
наделённого своей психической организацией
и занимающегося какой-нибудь деятельностью.”
(Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология
и педагогика. Курс лекций для студентов
всех специальностей. - М.: МГТУ ГА,1999).
"Личность - это человек, взятый в системе таких
его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.”
(Немов Р.С. Общие основы психологии. В
2 книгах. Книга 1. - М: Просвещение, ВЛАДОС,
1994)
Сложно выбрать однозначно верное во всех
отношениях определение такого сложного
и многогранного понятия, как «личность».
Но всё же однозначно можно утверждать,
что все из всех определений теоретиков
психологии можно выделить нечто общее
и свести к одному определению:
Чаще всего под «личностью» понимают человека
в совокупности его социальных и жизненно
важных качеств, приобретенных им в процессе
социального развития - под личностью
психология понимает конкретного человека
с его неповторимыми морфофизиологическими
качествами (рост, телосложение и т.д.),
наделенного своей психической организацией
и занимающегося какой-нибудь деятельностью.
Личность выступает объектом целого ряда
наук и, являясь сложным, многогранным
социальным явлением, требует к себе комплексного
междисциплинарного подхода (философско-социологического,
социально-психологического и т.п.). Психология
изучает человека с точки зрения его психической,
духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является
интегральной целостностью биогенных,
социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает
нервную систему, систему желез, процессы
обмена веществ (голод, жажда, половой
импульс) половые различия, анатомические
особенности, процессы созревания и развития
организма.
Социальное “измерение” личности обусловливается
влиянием культуры и структуры общностей,
в которых человек был воспитан и в которых
он участвует.
Важнейшими социогенными слагаемыми личности
являются социальные роли, выполняемые
ею в различных общностях (семье, школе,
группе ровесников), а также субъективное
“Я”, то есть созданное под влиянием воздействия
других представление о собственной особе,
и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений
о себе, созданных из представлений других
людей о нас самих.
Таким образом, понятие «личность» характеризует
особенности развития человека как социального
существа.
2. Психологическая структура
личности
"Структура – совокупность устойчивых
связей между множеством компонент объекта,
обеспечивающих его целостность и самотождественность.
Представление о структуре предполагает
рассмотрение объекта как системы...".(Словарь
практического психолога)
Проблема структуры личности в психологии
еще более запутана, чем само понятие "личность".
В рамках данной работы невозможно охватить
все теории о психологической структуре
личности. Все они основаны на тех или
иных разнящихся между собой взглядах
отечественных и зарубежных психологов.
Выделить среди них что-то общее и обобщить
все теории я не считаю возможным.
В связи со сказанным хотелось бы процитировать
авторов известного во всем мире современного
учебника по психологии личности Л. Хьелла
и Д. Зиглера: «…чтобы не потерять своей
научной значимости, теории личности должны
корректироваться по мере сбора новых
эмпирических данных» (Хьелл Л., Зиглер
Д. Теории личности.).
В настоящее время, с учетом современных
данных психологии личности, нейропсихологии,
нейрофизиологии и психогенетики крайне
актуальным является построение целостной
биопсихологической, природно-культурной
модели личности. В такой модели должны
объединяться как функциональные, так
и структурно-материальные характеристики
психики и личности.
Психологическими элементами структуры
личности являются ее психологические
свойства и особенности. Их очень много.
Некоторые из них можно отобразить в подструктуре.
На земле нет двух одинаковых личностей,
каждая личность имеет свою структуру.
Однако есть много общего, что позволяет
выделить структуру личности вообще, которая
состоит из четырех сторон:
1. Блок психических явлений
(мотивационный) — направленность (устойчивая система
мотивов):
· влечения
· желания - переживание, одна из форм проявления
направленности личности, характеризующаяся
стремлением личности к достижению какой-то
цели, но порой — недостаточной осознанностью
причин такого стремления.
· интересы
· идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства,
образец, высшая цель стремлений человека.
· мировоззр
· убеждения
· потребнос
2. Опыт личности — обретение человеком общественного
опыта (социализация). Этот опыт включает
необходимые для его жизнедеятельности
знания, умения, навыки:
· знания — система научных понятий о закономерностях
природы, общества, становления и развития
человека и его сознания;
· умения — способность человека на основе знаний
и навыков продуктивно, качественно и
своевременно выполнять работу в новых
условиях;
· навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной
сознательной деятельности;
3. Блок регулирования поведения
личности (система самоконтроля) включает формы
психических познавательных процессов,
в частности:
· ощущения
· восприяти
· внимание
· память - психофизиологический процесс, выполняющий
функции закрепления, сохранения и воспроизведения
прошлого опыта. Обеспечивает накопление
впечатлений об окружающем мире, служит
основой приобретения знаний, навыков
и умений и их последующего использования.
· наблюдате
· воображен
· мышление
· речь - исторически сложившаяся форма общения
людей посредством языка, который представляет
собой систему фонетических, лексических,
грамматических и стилистических средств
и правил общения.
· эмоции – особая форма отражения психикой окружающего
мира, проявляющаяся главным образом в
биологически обусловленных переживаниях,
отражающих потребности организма и активизирующих
или тормозящих деятельность.
· чувства - особая форма отражения психикой окружающего
мира, отношения личности к окружающему,
проявляющаяся в социально обусловленных
переживаниях, активизирующих или тормозящих
деятельность.
4. Биологически обусловленные
свойства и качества личности:
· антрополо
· физически
· внешняя анатомия тела;
· функциона
· биохимиче
· свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей
человека, характеризующих различные
стороны его психической деятельности.
Представляет собой общую характеристику
высшей нервной деятельности человека
и выражает основные природные свойства
нервной системы.
Производными от этих основных подструктур
являются:
· Характер – это совокупность наиболее ярко выраженных
и относительно устойчивых черт, типичных
для данного человека и систематически
проявляющихся в его поведении. Тесно
связан с темпераментом, который определяет
внешнюю форму выражения характера, накладывает
своеобразный отпечаток на те или иные
его проявления. Но темперамент определяется
врожденными свойствами высшей нервной
деятельности и практически не подвержен
изменениям на протяжении всей жизни человека.
Характер складывается в процессе воспитания;
он отражает условия жизни человека и
способен изменяться при изменении этих
условий.
· Способност
· Воля и волевые качества
личности - форма психического отражения действительности,
позволяющая личности преодолевать препятствия,
достигать субъективно поставленной цели,
дающая человеку регулировать свои действия
и психические процессы, реализовать способность
к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное
регулирование человеком своей деятельности.
ЛИЧНОСТЬ - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Слово "когнитивный" происходит от латинского глагола cognoscere – "знать". Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.
Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как "понимающего, анализирующего", поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека ("он всегда такой"), напротив, даже "хорошие" люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, т ношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем "объективное" значение этих ситуаций. Разные люди по-разному "видят", интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент Т. — эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты "эмоциональности" — впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность — скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.
В истории учения о Т. можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа — с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. krasis — смесь, сочетание, в латинском переводе temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, — кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В новое время психологическая характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом ("Антропология", 1789): сангвинический Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический — горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический — глубиной и длительностью переживаний; флегматический — медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера. Органической основой Т. Кант считал качественные особенности крови. Близко к гуморальным теориям Т. стоит идея П. Ф. Лесгафта о том, что в основе проявлений Т. в конечном счёте лежат свойства системы кровообращения.