Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:42, шпаргалка

Описание

Работа содердит 25 вопросов и ответов на них по "Психологии"

Работа состоит из  1 файл

зачетФеномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Половое влечение — один из основных рефлексов человека, не менее важный, чем пищевой рефлекс  или рефлекс безопасности, половое  влечение в человеческом обществе может  принимать различные социально-обусловленные  формы.

Сексуальное желание  может рассматриваться на двух уровнях  — осознанном (управляемым корой  головного мозга) и бессознательном (управляемым гормонально).[источник не указан 278 дней] Для обозначения  второго часто используют термин либидо.[источник не указан 278 дней]

Либидо человека сильно зависит от выработки мужского гормона тестостерона. Без тестостерона нет либидо. Однако этот недостаток чувствуется кастрированными мужчинами (евнухами) как не слишком плохой («Не хочет и не может»). Женское  либидо также зависит от гормонов. Многие женщины говорят о закономерных колебаниях либидо в рамках менструального цикла.[источник не указан 749 дней]

Половое влечение и потребности человека

По мнению социолога  И. С. Кона, половое влечение служит реализации следующих потребностей человека[1]:

Релаксация (разрядка), достигаемая путём реализации полового возбуждения. При релаксации достигается  лишь удовлетворение физиологической  потребности, при этом на личные качества партнёра практически не обращается внимания; простейшим средством достижения разрядки может также служить мастурбация.

Продолжение рода, когда половое влечение выступает  лишь средством достижения конкретной цели деторождения.

Удовольствие. В  достаточно большом числе случаев  сексуальные взаимодействия осуществляются исключительно с целью получения приятных ощущений. Для достижения этого нередко используются специальные техники, ролевые игры, варьируются обстоятельства взаимоотношений с целью достижения новизны, привлекаются дополнительные партнёры.

Познание. Познавательные действия, связанные с половым влечением, нередко совершаются ещё в детском возрасте.

Коммуникация. Половое  влечение служит основой для эротической  любви, создают фундамент для  психологической близости партнёров.

Самоутверждение. Иногда вступление в половые отношения служит средством доказательства собственной состоятельности как представителя определённого пола. Это наиболее характерно для подросткового возраста, наличие такой потребности у взрослого человека, как правило, является симптомом психологических проблем.

Привычка. Повторяемые  многократно сексуальные действия образуют динамический стереотип, их совершение само по себе становится потребностью человека.

Компенсация. Сексуальные  отношения могут замещать другие виды деятельности, способы удовлетворения эмоционального голода. Для такой сексуальности характерен навязчивый характер, лишь кажущееся удовлетворение потребностей.

6. Катексис - метафорическое  количественное понятие, не относящееся  к какой-либо реально измеряемой  силе; оно отражает скорее относительную интенсивность бессознательных психических процессов. Катексис, таким образом, обозначает интерес, внимание или эмоциональный вклад. Либидинозный катексис означает эротический интерес к определенному лицу или проблеме.

Свободный катексис представляет собой относительно "сырую' энергию или нарождающиеся способности, что соответствует фрейдовским парциальным влечениям, включенным в первичные процессы. В ходе развития многие желания фрустрируются, и человек вынужден создавать все более дифференцированные компромиссы. В приспособлении такого рода рождаются фантазия, язык, мышление.

7. Инстинкт —  это поведение, которому не  надо учиться. К инстинктивным  относят многие модели поведения:  самоутверждение, родительское поведение,  игру, общительность, агрессивность. Все эти черты присущи и другим социальным животным. Однако при попытке составить в 1925 году первый перечень инстинктивных форм поведения человека оказалось, что классифицировать таким образом всю его деятельность бессмысленно, ибо перечень насчитывал 5000 инстинктов.

человека не один, а три равноправных главных  инстинкта. За них «отвечают» абсолютно  одинаковые центры головного мозга. Это, кроме полового, инстинкт насыщения  и инстинкт самосохранения. И это  несложно объяснить. Ведь все три  основных наших инстинкта направлены на сохранение себя, поддержание жизни с помощью питания и продолжение своего рода.

9. Соотнесение  понятий сознание и психика  показывает, что психика более  широкое понятие, чем сознание, поскольку психические явления  могут носить как актуальный, так и потенциальный характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не являются актуально сознательными. Даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания. Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще только человеку, да и то не во всяком состоянии. Сознание отсутствует у новорожденных, у некоторых категорий душевно больных, у человека в состоянии сна. Таким образом, в психической сфере человека помимо сознания существует огромная сфера неосознаваемого психического.

Все теории бессознательного можно условно разделить на 2 группы. Первая исходит из признания бессознательного как определенной степени интенсивности сознания, основываясь на непрерывности психической жизни (Лейбниц, Сеченов, Узнадзе). Другая группа теорий рассматривает бессознательное, как нечто отличное от сознания, как самостоятельный источник активности психики (Гартман, Шопенгауэр, Фрейд).

С позиций целостности  психики и единства человеческой личности к проблеме бессознательной  жизни подходил Узнадзе. Он долгое время  занимался исследованием установки и выявил, что в психической деятельности человека имеется две стороны: актуальная и потенциальная. Одна сторона - это реальное, актуальное действие, акт. Другая - потенциальное, скрытое состояние готовности к действию, которое не осознается, но влияет на характер психического процесса, ни одна деятельность не начинается с пустого места. Эту потенциальную готовность к деятельности, которая содержит предпосылки, определяющие характер и направление деятельности, Узнадзе назвал установкой. Он выявил феномен установки в гипнотическом и постгипнотическом состояниях, на взрослых и детях и пришел к выводу, что установка не является актом сознания. Следовательно, считал он, незачем употреблять термин бессознательное, когда есть установка. Однако установка не исчерпывает всех видов неосознаваемой психической деятельности.

Современные представления  о феноменологии бессознательного психического позволяют говорить о  том, что сознание и бессознательное  работают в режиме гармоничного единства. При этом зона максимально ясного сознания невелика. Бессознательное можно определить как совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и не поддающихся контролю. 

В структуру  бессознательного психического входит широкий круг явлений.

Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.

Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в  норме, когда человек здоров и  начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.

Автоматизмы и  навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.

Импульсивные  действия  - действия, совершаемые  безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек  совершает в состоянии аффекта.

Информация, которая  накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.

Установка как  целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

Психические явления, возникающие во сне. Сон - это не состояние  отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного» (Вейн). То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.

Таким образом, сфера бессознательного психического велика и ее нельзя считать низшим уровнем психики, так как это специфически человеческое явление, детерминированное общественными условиями, неразрывно связанное с сознанием.

10. Гипно́з (др.-греч. πνος — сон) — состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы или псевдосна.

В современных  представлениях гипнотическое состояние  или транс относят к отдельному режиму работы мозга и тела . С  точки зрения современных представлений  гипнотическое состояние является пост-стрессовой реакцией организма, чем и обусловлены многие гипнотические феномены. В ответ на гипногенный стресс запускаются естественный адаптационные механизмы, чем и обусловлены такие гипнотические феномены, как анальгезия, анастезия, амнезия и многие другие. Именно наличием гипногенного стресса и поэтапной адаптации к стрессу обусловлен в большинстве случаев терапевтический эффект в ходе гипнотерапии (в данном случае воздействие и реакцию организма и психики можно сравнить как к адаптации к любому не специфичному стрессу, подобным способом обусловлен и терапевтический эффект от любых физио-процедур и эмоционально-стрессовой терапии).

Медита́ция (лат. meditatio, от лат. meditor — размышляю, обдумываю) — один из приёмов духовной практики[неизвестный термин], заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений и снижением реактивности.

Но нужно учесть, что такое терминологическое  определение медитации, именно как "сосредоточенное состояние", пошло из западной гипнологии, и больше подходит для определения йоговской концентрации на объекте - она в иерархии состояний, стоит ниже состояния медитации. Определение самих медитативных состояний, можно описать как факт отсутствия концентрации на объекте, при полном погружении сознания в объект, или его свойства - это именно иерархическое развитие концентрации, в абсолютно новое состояние, а не её разновидность.

Также медитацией могут называть отдельное упражнение или его описание. Иногда так называют весь комплекс упражнений, состоящий из нескольких очень разных техник, применяемых последовательно в сторону усложнения. Это связано с тем что, вход в "состояние" и выход из него, весьма ответственная часть относительно достижения результата - чтоб не разрывать достигнутое "состояние", ухудшая его качество, вход-выход делается общим для всех упражнений - а не отдельно для каждого.

11. Нейро-лингвистическое  программирование является системным  и целостным набором способов  исследования и воздействия на так называемый внутренний опыт человека - ощущения, переживания, состояния, настроение. Умение оказывать влияние на чувства и эмоциональные реакции людей является частью того, что необходимо человеку в наше время.

Нейро – означает, что структура наших переживаний и мыслей выражается в телесных проявлениях (жестах, движениях тела, глаз, головы, дыхании, интонациях, скорости, громкости и тональностях речи), наблюдая и изменяя которые, мы можем оказывать влияние на наши субъективные переживания.

Лингвистическое – подчеркивает, что наши внутренние переживания также выражаются и находят свое проявление в языке, то есть в том, как мы говорим. Изменяя способ того, как мы разговариваем, мы можем изменять как собственные субъективные, так и чувства и реакции других людей.

Программирование  – означает, что все наши переживания  имеют некоторую структуру, то есть являются системными процессами, последовательностями приводящими нас к тем или  иным результатам. Выявляя эти последовательности, наблюдая за телесными (нейро-) и лингвистическим поведением человека мы можем корректировать эти последовательности, программы таким образом, чтобы они приводили к удовлетворяющим нас и окружающих результатам.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"