Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:24, шпаргалка

Описание

1. Предмет, основные понятия социальной психологии и управленческой психологии.
2. Инструменты управления людьми. Управление как вид профессиональной деятельности.
3. Управление как наука: основные научные школы и научные направления.
4. Современные тенденции развития управленческой мысли(психологии управления).

Работа состоит из  1 файл

Spau.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

6

Психологическая характеристика темпераментов

 

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"

индивидуальных особенностей человека.

     Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с

одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко

контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно

вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и

сопровождается выразительными мимикой  и жестами. Но этот темперамент

характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются,

все время поддерживается новизна  и интерес впечатлений, у сангвиника

создается состояние активного  возбуждения и он проявляет себя как человек

деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и

однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения  и

сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,

вялость.

Настроение сангвиника

быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

     Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В

деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как

правило, доводит начатое до конца.

 Чувства флегматика внешне  выражаются слабо, они

обычно невыразительны

В отношениях с людьми флегматик  всегда ровен, спокоен, в

меру общителен, настроение у него устойчивое,

флегматика нелегко вывести  из себя и задеть эмоционально

Иногда у человека этого темперамента

может развиться безразличное отношение  к труду, к окружающей жизни, к  людям и

даже к самому себе.

     Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,

возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.

Преобладание возбуждения над  торможением, свойственное этому типу нервной

деятельности, ярко проявляется в  несдержанности, порывистости, вспыльчивости,

раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь,

резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического

темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение

иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко

связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за

дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с

подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом

запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может

наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают,

настроение резко падает.

     Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом

реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у

людей этого темперамента замедленную  деятельность, а затем и прекращение  ее В

работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и

эмоциональные состояния у людей  меланхолического темперамента возникают

медленно, но отличаются глубиной, большой  силой и длительностью; меланхолики

легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти

переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического

темперамента склонны к замкнутости  и одиночеству, избегают общения  с

малознакомыми, новыми людьми, часто  смущаются, проявляют большую неловкость в

новой обстановке. Все новое, необычное  вызывает у меланхоликов тормозное

состояние. Но в привычной и спокойной  обстановке люди с таким темпераментом

чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко

развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,

повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

    

Темперамент и личность.

 

     Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

 

 

 

Характер и  личность: 

У каждого человека с детства  формируется система ценностей, в которой разные стороны действительности, относящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т. п., имеют для него неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовныхпотребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинаково, когда сталкивается с разными сторонами действительности.

Следует обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей, — силу характера. Когда в системе потребностей человека одна или несколько тесно связанных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе его помыслы и чувства, то их владелец постоянно побуждается преодолевать внешние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). Это означает, что и характер его, таким образом, по параметру силы приобретает все большую выраженность.

Особый аспект при освещении  проблемы характера составляет вопрос о его содержании и форме.

В повседневной жизни мы встречаем  и такие характеры людей, где  форма (поведение) может резко дисгармонировать с содержанием. Например, человек на глазах окружающих ведет себя как коллективист, но доминирующей (среди других) потребности быть коллективистом он не испытывает. Окружающие, не проникнув в личность такого человека, как правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности, скажем, самоутверждения.

7

Социализация  личности  
 
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.  
 
Социализация выполняет в общество три основных задачи:  
 
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы  
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и  
ценностей;  
 
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими  
социальных ролей;  
 
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений  
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.  
 
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:  
 
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;  
 
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;  
 
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе  
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

 

8

В личности возможно выделить три основных структурных компонента и представить личность как единство:

  • а) социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми
  • б) индивидуально-психологических особенностей и свойств
  • в) биологических структур

Личность – явление  социальное. Ее социальность заключается  в том, что она есть продукт  общения людей.

Личность – это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека прикрыто «маской», которую он надевает на себя всякий раз, когда вступает в социальные контакты.

Социальная роль – это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом различаются две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права  и обязанности, например, отца, сына, работника определенной службы и т.п.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в  виде прав и обязанностей, зависящих  от индивидуальных особенностей членов эталонных групп. В зависимости  от того, как играются межличностные  роли, формируются соответствующие  межличностные отношения и социальные образования.

Важность «Я-концепции» состоит  в том, что на ее основе формируется  чувство собственного достоинства  личности. Задача любого руководителя заключается в воспитании и поддержании  чувства собственного достоинства своих подчиненных.

Феномен «Я-концепции» является как бы связующим звеном между  социальными и внутренними психологическими структурами личности. В первую очередь  следует назвать мотивационную  систему, поскольку она пронизывает  все структурные образования личности. Система мотивации включает в себя различные виды побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Главными здесь выступают потребности.

Потребностями называют психологические  состояния, переживаемые человеком  в виде нужды в чем-либо. Потребности пронизывают всю систему мотивации человека. Они помогают вскрыть его реальные побудительные силы. Человеку присуще многообразие потребностей. Обычно различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относят потребность в пище, сне, одежде и т.д., к духовным – потребность в познании, труде, общении, творчестве. В процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности – на ее интересы, идеалы, установке.

Под установкой понимают психологическое  состояние личности как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его  поведения в отчет на воздействия  внешней среды.

Установка направляет всю  деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы, содержит в себе как бы алгоритм предстоящего действия личности и тем самым предопределяет будущее поведение человека. Знание закономерностей установки поможет руководителю, с одной стороны, оценить подчиненного, а с другой – воздействовать на всю систему мотивации.

 

9. Психологические  теории личности, используемые в  управлении

Существует огромное количество теорий личности, используемых в управлении, наиболее известными из которых являются теории трех главных  направлений.

Фрейдизм, разработанный известным австрийским врачом, психологом и психопатологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939), который назвал данное направление термином «психоанализ».

Психоанализ представляет собой общую теорию механизмов человеческого подсознания, которая служит основой для целостного понимания человека, а также систему специальных методов, с помощью которых можно изучать подсознание человека с целью извлечения нервных и психических болезней.

Структура личности согласно З. Фрейду представляет собой три уровня: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» – это центральная  часть структуры личности, которая  состоит из компонентов, наследуемых  при рождении. Содержание «Оно» почти  целиком бессознательно, насыщено биологическими врожденными инстинктивными влечениями и потребностями. «Оно» является «бессознательным и иррациональным» и попадает под власть правила удовольствия, т. е. удовольствие и счастье – это основные компоненты в жизни любого человека.

«Я» подчиняется принципу рациональности, реальности и постоянно находится в связи с внешней средой, вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.

«Сверх-Я» – это моральные  правила поведения человека, которые  определяют приемлемость или неприемлемость для этого человека какого-либо поведения; это судья и цензор личности. Сущность «Сверх-Я» – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Поведенческая психология– одно из первых направлений развития психологии ХХ в. представленное русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936), американскими психологами Б. Скиннером, Д. Уотсоном, Э. Толменом и др.

Именно И. П. Павлов сделал открытие о значении условных рефлексов, благодаря которым организм человека имеет способность приспосабливаться  к изменчивым условиям жизни, приобретая новые формы своего поведения, которые отличаются от врожденных рефлексов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"