Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:24, шпаргалка
1. Предмет, основные понятия социальной психологии и управленческой психологии.
2. Инструменты управления людьми. Управление как вид профессиональной деятельности.
3. Управление как наука: основные научные школы и научные направления.
4. Современные тенденции развития управленческой мысли(психологии управления).
6
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с
одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко
контролирует свои эмоции, быстро
осваивается в новой
вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и
сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент
характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются,
все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника
создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек
деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и
однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и
сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,
вялость.
Настроение сангвиника
быстро меняется, но, как правило,
преобладает хорошее
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В
деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как
правило, доводит начатое до конца.
Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны
В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в
меру общителен, настроение у него устойчивое,
флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально
Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости,
раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь,
резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического
темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение
иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко
связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за
дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с
подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом
запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может
наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают,
настроение резко падает.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом
реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у
людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В
работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и
эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики
легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти
переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к
малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в
новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное
состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко
развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,
повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Темперамент и личность.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Характер и
личность:
У каждого человека с детства формируется система ценностей, в которой разные стороны действительности, относящиеся к природе, людским общностям, делам самого человека и т. п., имеют для него неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовныхпотребностей. Поэтому-то и ведет себя человек неодинаково, когда сталкивается с разными сторонами действительности.
Следует обратить внимание еще на один параметр характера, обычно бросающийся в глаза при сопоставлении личностей разных людей, — силу характера. Когда в системе потребностей человека одна или несколько тесно связанных друг с другом потребностей на длительное время подчиняют себе его помыслы и чувства, то их владелец постоянно побуждается преодолевать внешние и внутренние препятствия, мешающие удовлетворению доминирующей потребности (или группы потребностей). Это означает, что и характер его, таким образом, по параметру силы приобретает все большую выраженность.
Особый аспект при освещении проблемы характера составляет вопрос о его содержании и форме.
В повседневной жизни мы встречаем и такие характеры людей, где форма (поведение) может резко дисгармонировать с содержанием. Например, человек на глазах окружающих ведет себя как коллективист, но доминирующей (среди других) потребности быть коллективистом он не испытывает. Окружающие, не проникнув в личность такого человека, как правило, не в состоянии сразу понять, что наблюдаемая ими имитация коллективизма является проявлением другой имеющейся у него потребности, скажем, самоутверждения.
7
Социализация
личности
Социализацией называется процесс становления
личности, ее обучения, воспитания и усвоения
социальных норм, ценностей, установок,
образцов поведения, присущих данному
обществу.
Социализация выполняет в общество три
основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также
в различные типы
социальных общностей через усвоение
им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей
вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает
культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих
образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие
стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения
взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение
роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое
от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные
и вторичные формы.
8
В личности возможно выделить три основных структурных компонента и представить личность как единство:
Личность – явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.
Личность – это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека прикрыто «маской», которую он надевает на себя всякий раз, когда вступает в социальные контакты.
Социальная роль – это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом различаются две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.
Конвенциальные роли представляют
собой стандартизированные
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, зависящих от индивидуальных особенностей членов эталонных групп. В зависимости от того, как играются межличностные роли, формируются соответствующие межличностные отношения и социальные образования.
Важность «Я-концепции» состоит в том, что на ее основе формируется чувство собственного достоинства личности. Задача любого руководителя заключается в воспитании и поддержании чувства собственного достоинства своих подчиненных.
Феномен «Я-концепции» является
как бы связующим звеном между
социальными и внутренними
Потребностями называют психологические состояния, переживаемые человеком в виде нужды в чем-либо. Потребности пронизывают всю систему мотивации человека. Они помогают вскрыть его реальные побудительные силы. Человеку присуще многообразие потребностей. Обычно различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относят потребность в пище, сне, одежде и т.д., к духовным – потребность в познании, труде, общении, творчестве. В процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности – на ее интересы, идеалы, установке.
Под установкой понимают психологическое состояние личности как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в отчет на воздействия внешней среды.
Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы, содержит в себе как бы алгоритм предстоящего действия личности и тем самым предопределяет будущее поведение человека. Знание закономерностей установки поможет руководителю, с одной стороны, оценить подчиненного, а с другой – воздействовать на всю систему мотивации.
9. Психологические теории личности, используемые в управлении
Существует огромное количество теорий личности, используемых в управлении, наиболее известными из которых являются теории трех главных направлений.
Фрейдизм, разработанный известным австрийским врачом, психологом и психопатологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939), который назвал данное направление термином «психоанализ».
Психоанализ представляет собой общую теорию механизмов человеческого подсознания, которая служит основой для целостного понимания человека, а также систему специальных методов, с помощью которых можно изучать подсознание человека с целью извлечения нервных и психических болезней.
Структура личности согласно З. Фрейду представляет собой три уровня: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
«Оно» – это центральная часть структуры личности, которая состоит из компонентов, наследуемых при рождении. Содержание «Оно» почти целиком бессознательно, насыщено биологическими врожденными инстинктивными влечениями и потребностями. «Оно» является «бессознательным и иррациональным» и попадает под власть правила удовольствия, т. е. удовольствие и счастье – это основные компоненты в жизни любого человека.
«Я» подчиняется принципу рациональности, реальности и постоянно находится в связи с внешней средой, вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.
«Сверх-Я» – это моральные правила поведения человека, которые определяют приемлемость или неприемлемость для этого человека какого-либо поведения; это судья и цензор личности. Сущность «Сверх-Я» – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Поведенческая психология– одно из первых направлений развития психологии ХХ в. представленное русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936), американскими психологами Б. Скиннером, Д. Уотсоном, Э. Толменом и др.
Именно И. П. Павлов сделал
открытие о значении условных рефлексов,
благодаря которым организм человека
имеет способность
Информация о работе Шпаргалка по "Социальной и управленческой психологии"