Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Специальная психология как наука (определение
и основные понятия)......................
2.
Предмет и объект изучения специальной
психологии....................
3.
Задачи специальной психологии....................
4.
Взаимосвязь специальной психологии со
смежными науками.......................
5. Предметные области специальной психологии .... 7
6.
Принципы психологического изучения аномальных
детей.........................
7.
Методы психологического изучения аномальных
детей.........................
8.
История развития специальной психологии
как науки в России........................
9.
Современное состояние специальной психологии....................
10.
Методологические основы специальной
психологии....................
11. Понятия «аномальное развитие», «аномальный ребенок», «дефект».................11
12. Теории компенсации дефекта. Л. С. Выготский
о дефекте и компенсации...................
13.
Современные критерии отклоняющегося
развития......................
14. Причины аномального развития психики ... 13
15.
Дети с умственной отсталостью..................
16.
Формы умственной отсталости...................
17. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России...............15
18.
Олигофрения (понятие, причины возникновения)................
19.
Классификация олигофрении...................
20.
Психолого-педагогическая характеристика
детей с олигофренией..................
39.
Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины
и формы ДЦП ."............................
40. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы ... 31
41. Дети с нарушениями речи (понятие
и причины возникновения)................
42. Классификация речевых нарушений...........31
43. Психолого-педагогическая характеристика
детей с речевыми нарушениями...................
44. Дети с комплексными дефектами.................33
45.
Проблема интеграции аномальных детей
в общество......................
46.
Специальная педагогика (определение
и основные понятия)......................
47. Предмет и объект специальной педагогики.... 35
48.
Задачи специальной педагогики...................
49.
Взаимосвязь специальной педагогики с
другими науками.......................
50. Отрасли специальной педагогики.................37
51. История развития специальной педагогики
в России........................
52. История развития специальной педагогики
за рубежом.......................
53.
Современное состояние специальной педагогики....................
54.
Технологии и методы специальной педагогики....................
55.
Дошкольное образование детей с проблемами
в развитии......................
56.
Школьная система специального образования...................
57.
Профессиональная ориентация и адаптация
лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.............
58. Общая характеристика основополагающих принципов специальной педагогики..............43
70.
Практические методы. Их значение и особенности
использования в учебном процессе специальной
(коррекционной) школы.........................
71.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога..........
72.
Характеристика форм организации учебного
процесса в специальной (коррекционной)
школе.........................
73.
Урок - основная форма организации учебного
процесса. Требования к современному уроку
в специальной(коррекционной) школе.........................
74. Типы уроков в специальной (коррекционной) школе, специфика их реализации..................53
75. Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся
в условиях специальной (коррекционной)
школы.........................
76. Организация и содержание коррекционно развивающего обучения детей с ЗПР...........55
77. Основные направления коррекционно
педагогической работы с умственно отсталыми
школьниками...................
78. Система образования лиц с недостатками
слуха в России........................
79. Своеобразие процесса обучения детей
с нарушениями слуха.........................
80. Система образования лиц с нарушениями зрения в современной России......................57
81.
Особенности обучения детей с нарушениями
зрения........................
82. Методы коррекции детского аутизма...........59
83. Система помощи детям, страдающим ДЦП ... 59
84. Образование лиц со сложными нарушениям
и в развитии......................
85. Психолого-педагогическое сопровождения развития'ребенка со сложным де'ф'ехтом ...: 61
86.
Проблема раннего выявления отклонений
в развитии и пути ее решения в современной
России........................
87. Система профилактики, диагностики и оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в России .... 61
88. Политика в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России..........63
89. Проблема интеграции в системе специального образования и пути ее решения в России.... 63
90.
Проблема дифференциации в системе специального
образования и пути ее решения в России........................
59. Принцип педагогического оптимизма
и его значение в организации работы с детьми с проблемами в развитии.................43
60.
Принцип ранней педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии и его
значение......................
61. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности педагогического процесса спецобразовательных учреждений
и его роль..........................
62.
Сущность принципа социально-адаптирующей
направленности специального педагогического
процесса......................
63.
Характеристика принципа деятельностного
подхода и его значение в специальной
педагогике....................
64. Принцип дифференцированного
и индивидуального подхода, его значение в педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.................47
65. Общая характеристика методов обучения детей с нарушениями в развитии..................47
66. Метод рассказа и объяснения. Особенности его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............47
67.
Метод беседы. Своеобразие его использования
в учебном процессе специальной (коррекционной)
школы.........................
68. Метод работы с книгой. Специфика его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49
69. Наглядные методы. Особенности их использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49
21.
Диагностика олигофрении...................
22. Дети с задержкой психического"развития .. 19
23.
Основные варианты задержки психического
развития......................
24.
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР...........................
25.
Искаженное психическое развитие (понятие
синдрома раннего детского аутизма, причины
его возникновения)................
26. Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма
как особой формы недоразвития..................
27.
Психолого-педагогическая характеристика
аутичного ребенка.......................
28.
Дисгармоническое психическое развитие.
Психопатия как форма дисгармонической
личности......................
29.
Классификация психопатий. Характеристика
типов психопатий....................
30.
Психолого-педагогическая характеристика
детей с психопатией...................
31. Дети с нарушением слуха (понятие
и причины возникновения)................
32.
Психолого-педагогическая характеристика
детей с недостатками слуха.........................
33. Категории детей с недостатками слуха........25
34.
Дети с нарушениями зрения (понятие и причины
возникновения)................
35. Классификация нарушений зрения...............27
36.
Психолого-педагогическая характеристика
слепых детей.........................
37.
Психолого-педагогическая характеристика
слабовидящих детей.........................
38.
Дети с нарушением двигательной сферы.
Общая характеристика................
1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Специальна* психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.
Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
**
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития и др.
Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации по традиции положен характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;