Шпаргалка по специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

1.             Специальная психология как наука (определение и основные понятия)............................5

2.              Предмет и объект изучения специальной психологии.......................................................5

3.              Задачи специальной психологии.....................5

4.                Взаимосвязь специальной психологии со смежными науками..........................................7

5.             Предметные области специальной психологии .... 7

6.              Принципы психологического изучения аномальных детей...........................................7

7.               Методы психологического изучения аномальных детей...........................................9

8.              История развития специальной психологии как науки в России..........................................9

9.              Современное состояние специальной психологии....................................................... 9

10.               Методологические основы специальной психологии.....................................................11

11.                  Понятия «аномальное развитие», «аномальный ребенок», «дефект».................11

12.            Теории компенсации дефекта. Л. С. Выготский

о дефекте и компенсации..............................11

13.              Современные критерии отклоняющегося развития......................................................... 13

14.               Причины аномального развития психики ... 13

15.             Дети с умственной отсталостью..................13

16.                Формы умственной отсталости...................15

17.             Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России...............15

18.              Олигофрения (понятие, причины возникновения)..............................................15

19.               Классификация олигофрении....................... 17

20.                Психолого-педагогическая характеристика детей с олигофренией................................... 17

39.            Детский церебральный паралич (ДЦП). Причины и формы ДЦП ."................................29

40.                Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями двигательной сферы ... 31

41.            Дети с нарушениями речи (понятие

и причины возникновения)............................31

42.                Классификация речевых нарушений...........31

43.                Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями...................33

44.            Дети с комплексными дефектами.................33

45.               Проблема интеграции аномальных детей в общество.........................................................33

46.             Специальная педагогика (определение и основные понятия).........................................35

47.             Предмет и объект специальной педагогики.... 35

48.              Задачи специальной педагогики...................35

49.               Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.............................................37

50.              Отрасли специальной педагогики.................37

51.             История развития специальной педагогики

в России..........................................................37

52.              История развития специальной педагогики

за рубежом......................................................39

53.              Современное состояние специальной педагогики.......................................................39

54.            Технологии и методы специальной педагогики.......................................................39

55.              Дошкольное образование детей с проблемами в развитии................................41

56.                 Школьная система специального образования...................................................41

57.                Профессиональная ориентация и адаптация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности........................................41

58.                Общая характеристика основополагающих принципов специальной педагогики..............43

70.              Практические методы. Их значение и особенности использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы.............................................................51

71.                Профессиональная деятельность педагога-дефектолога...................................................51

72.            Характеристика форм организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.............................................................51

73.             Урок - основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку в специальной(коррекционной) школе..............................................................53

74.           Типы уроков в специальной (коррекционной) школе, специфика их реализации..................53

75.               Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся

в условиях специальной (коррекционной) школы..............................................................53

76.            Организация и содержание коррекционно развивающего обучения детей с ЗПР...........55

77.             Основные направления коррекционно педагогической работы с умственно отсталыми школьниками................................55

78.              Система образования лиц с недостатками слуха в России................................................55

79.            Своеобразие процесса обучения детей

с нарушениями слуха.....................................57

80.              Система образования лиц с нарушениями зрения в современной России......................57

81.              Особенности обучения детей с нарушениями зрения.............................................................57

82.               Методы коррекции детского аутизма...........59

83.               Система помощи детям, страдающим ДЦП ... 59

84.               Образование лиц со сложными нарушениям

и в развитии...................................................59

85.               Психолого-педагогическое сопровождения развития'ребенка со сложным де'ф'ехтом ...: 61

86.                Проблема раннего выявления отклонений в развитии и пути ее решения в современной России............................................................61

87.            Система профилактики, диагностики и оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в России .... 61

88.               Политика в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России..........63

89.              Проблема интеграции в системе специального образования и пути ее решения в России.... 63

90.               Проблема дифференциации в системе специального образования и пути ее решения в России..........................................................63

59.               Принцип педагогического оптимизма

и его значение в организации работы с детьми с проблемами в развитии.................43

60.              Принцип ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и его значение.........................................................43

61.           Принцип коррекционно-компенсирующей направленности педагогического процесса спецобразовательных учреждений

и его роль.......................................................45

62.             Сущность принципа социально-адаптирующей направленности специального педагогического процесса.............................45

63.            Характеристика принципа деятельностного подхода и его значение в специальной педагогике.......................................................45

64.             Принцип дифференцированного

и индивидуального подхода, его значение в педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.................47

65.             Общая характеристика методов обучения детей с нарушениями в развитии..................47

66.               Метод рассказа и объяснения. Особенности его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............47

67.              Метод беседы. Своеобразие его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы..................................49

68.            Метод работы с книгой. Специфика его использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49

69.                Наглядные методы. Особенности их использования в учебном процессе специальной (коррекционной) школы............49

21.            Диагностика олигофрении............................17

22.             Дети с задержкой психического"развития .. 19

23.               Основные варианты задержки психического развития......................................................... 19

24.                 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР...................................................19

25.               Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма, причины его возникновения)........................21

26.               Клинико-психологическая структура раннего детского аутизма

как особой формы недоразвития.......................21

27.                Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка.........................................21

28.             Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонической личности..........................................................23

29.            Классификация психопатий. Характеристика типов психопатий............................................23

30.               Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатией.......................................23

31.            Дети с нарушением слуха (понятие

и причины возникновения).............................25

32.                Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха...........................25

33.              Категории детей с недостатками слуха........25

34.           Дети с нарушениями зрения (понятие и причины возникновения)................................27

35.               Классификация нарушений зрения...............27

36.                Психолого-педагогическая характеристика слепых детей..................................................27

37.                Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей.......................................29

38.            Дети с нарушением двигательной сферы. Общая характеристика...................................29

 

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Специальна* психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.

Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

**

2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития и др.

Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации по традиции положен характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

Информация о работе Шпаргалка по специальной психологии