Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по специальной психологии.
Для диагностики зрительного воспр'ЙЙйв используются такие методики, как «Разрезные картинки» и «Кубики Кооса». Дети с умственной отсталостью справляются с предложенными заданиями только после дополнительного разъяснения требуемых действий, но предложенная помощь не всегда является залогом правильного выполнения задания. Методика «4-й лишний» используется для исследования анали-тико-синтетической деятельности ребенка, его способностей к обобщению понятий. При выполнении таких заданий дети с умственной отсталостью также испытывают ряд затруднений. Они с трудом выделяют существенные признаки, а обобщение строится на отдельных внешних свойствах. Особые трудности вызывают речевые обобщения. Эта категория детей испытывает затруднения и при выполнении заданий на сравнение признаков. Они не могут выявить признаки сходства, иногда подменяют их признаками различия. Задания по типу нелепицы доступны умственно отсталым детям только при легкой форме нарушения интеллекта. В основном они указывают неверные изображения, не проявляя при этом эмоционального отношения. Методики, построенные на нахождении аналогий, предлагать умственно отсталым детям в дошкольном возрасте считается нецелесообразным. При исследовании самооценки испытуемых по методике Г. Дамбе умственно отсталые дети, как правило, завышают свое место, что прежде всего связано с непониманием задания, а также с неадекватными представлениями о своих возможностях.
**
22. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТА*.
Под задержкой психического развития (или ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Как правило, ее выявление совпадает с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или началом обучения в школе. Эта группа детей составляет примерно 50% неуспевающих школьников.
Всестороннее изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития началось в России в 60-х гг. XX в. Это позволило грамотно разграничить ЗПР и умственную отсталость, которые ранее ошибочно отождествлялись. Отличия этих двух нарушений определяются следующими особенностями. У детей с ЗПР нет нарушений отдельных анализаторов и интеллектуальной недостаточности, в то время как отмечается незрелость сложных форм поведения и целенаправленной деятельности при быстрой исто-щаемости, утомляемости и нарушении работоспособности. В отличие от детей с умственной отсталостью у детей с ЗПР более высокий уровень познавательной деятельности, они обладают относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию учебного материала. Эта группа детей способна пользоваться оказанной им помощью, усваивать принцип решения задач и применять его при решении аналогичных заданий. Все это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития.
Патогенетической основой для ЗПР является перенесенное органическое заболевание центральной
нервной системы. Страдают в первую очередь лобные отделы головного мозга. В итоге недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития. Однако при парциальном поражении коры головного мозга потенциальные возможности психического развития у детей с ЗПР гораздо выше, чем у детей с умственной отсталостью. Помимо нарушения познавательной деятельности, у этой группы детей возможно появление энцефалолатических синдромов. Это в свою очередь тоже является доказательством органической недостаточности центральной нервной системы.
ЗПР свойственны прогностическая неоднородность и клиническое разнообразие. Стойкость ее различна и зависит в первую очередь от того, лежат ли в ее основе психический инфантилизм, длительная астения или нарушения познавательной деятельности, связанные с дефицитностью отдельных корковых функций. В настоящее время существует несколько классификаций задержки психического развития. К. С. Лвбидниажаш выделила 4 основных варианта ЗПР конституционального, психогенного, соматогенного и церебрально-органического происхождения.
В основе классификации В. В. Кошшяашй лежит патогенетический принцип. Он выделяет:
1) дизонтогенетические формы, при них интеллектуальная недостаточность обусловлена искаженным развитием ребенка;
2) энцефалопатические формы, в их основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах развития;
3) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектом анализаторов и органов чувств;
4) интеллектуальная недостаточность в результате дефектов воспитания.
**
23. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Специалистами предложены 4 варианта ЗПР, в основе выделения которых лежит соотношение двух компонентов - характера нейродинамических процессов и структуры инфантилизма.
1. ЗПР конституционального происхождения, или так называемый гармонический инфантилизм.
Детям, относимым к этой группе, свойственна более ранняя ступень развития эмоционально-волевой сферы. Характерны преобладание повышенного фона настроения, непосредственность, легкая внушаемость, эмоциональная мотивация поведения. В младших классах у таких детей отмечаются затруднения в обучении,они связаны с незрелостью мотиваци-онной сферы и всей личности в целом. Память у них развита слабо, поэтому учебный материал они запоминают плохо и в небольших объемах. Отмечается некритичность мышления, т. е. дети не в состоянии действовать в соответствии с целями задания, контролировать свои действия; процессы анализа, сравнения, обобщения развиты на низком уровне. При плохом настроении и отрицательных эмоциях интерес к занятиям резко снижается. Дети не способны к адекватному самоанализу и самооценке.
Детям с этим видом ЗПР требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса. При грамотной и эффективной коррекционной работе такие дети в течение обучения в начальной школе могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться с ними.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Выделение этого варианта ЗПР обусловлено наличием длительной соматической недостаточности раз-личного происхождения. К ним относится хронические инфекции", Врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, аллергические состояния, астении, детские неврозы. Все это приводит к снижению психического тонуса и развитию соматогенного инфантилизма, что проявляется в неуверенности и боязливости в связи с ощущением физической неполноценности. Такие дети большую часть времени проводят дома, зачастую отмечается неправильное семейное воспитание - гиперопека. Круг общения у них ограничен, межличностные отношения нарушены. Это оказывает на ребенка большее влияние, чем сама болезнь. Таким детям в первую очередь необходимы правильный режим дня, медикаментозное лечение, пребывание в учреждениях санаторного типа. Дальнейшее развитие этих детей напрямую зависит от состояния их здоровья.
3. ЗПР церебрально-органического происхождения.
У детей, относящихся к этой группе, имеется органическое поражение ЦНС, которое носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности. Этот вариант ЗПР считается наиболее часто встречающимся и характеризуется стойкостью и выраженными нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
4. ЗПР психогенного происхождения.
Этот вариант ЗПР возникает вследствие неблагоприятных условий воспитания, препятствующих правильному формированию личности. Рано возникшие неблагоприятные условия среды (неправильное воспитание, алкоголизм родителей и пр.) могут привести к сдвигам нервно-психической сферы ребенка, эмоциональной сферы и нарушению вегетативных функций. Обучение таких детей осуществляется в соответствии с программой коррекционно-разеивающе-го обучения.
**
_24. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СЗПР
Задержка психического развития выражается в отставании развития психической деятельности ребенка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства психических функций у детей с ЗПР не просто замедленно, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и переработку сенсорной информации, что приводит к ограниченности и фрагментарности знаний об окружающее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентироваться в пространстве. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства, ручного труда.
Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и затрудненным переключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто воспроизводится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти.
Специалисты в характеристике детей с ЗПР центральное место отводят своеобразию развития познавательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформированы на словесно-логическом уровне. Наиболее доступные задания для них - задания на аналогии, особенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при решении задач, требующих самостоятельного поиска способа решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целенаправленностью, низкой активностью.
Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают сильные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контакты детей с ЗПР со сверстниками отличаются простотой и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психического развития.
**
25. ИСКАЖЕННОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ(ПОНЯТИЕ
СИНДРОМА РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА,
ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ)
Аутизм как симптом встречается при довольно большом количестве психических расстройств, однако в некоторых случаях он проявляется довольно рано -в первый год жизни, занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на последующее психическое развитие ребенка. В этом случае говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), особом варианте нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются ускоренно, тогда как другие - патологически замедленно. При аутичном расстройстве личности, как правило, отмечаются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Частота встречаемости аутизма за последние годы составляет 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В ходе исследований было выявлено, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и других факторов. Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер РДА как тяжелого психического расстройства. Аутизм встречается гораздо чаще, чем слепота и глухота вместе взятые, данные статистики о распространенности этого заболевания не всегда однозначны. Причины аутизма до конца не выяснены. Общепризнанной считается большая роль генетических факторов в этиологии РДА. Механизм наследования аутизма тоже до конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного, а от группы генов. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а лишь предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии «провоцирующего» фактора, который может быть как экзогенного, так и эндогенного происхождения. К экзогенным факторам относятся инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы; к эндогенным- конституциональные особенности, возрастной кризис и др. Эта точка зрения лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие РДА.
Более 50 лет в связи с этиологией аутизма рассматривается органическое поражение центральной нервной системы. Как показывают исследования, у большинства детей с диагнозом РДА обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение установить довольно сложно. В рамках психоаналитического подхода а США и Западной Европе рассматривается психогенный фактор. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет. По современным представлениям психогенный фактор может:
1) быть манифестным для всех форм РДА;
2) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривацион-ного психического развития;
3) вносить вклад в формирование третичных образований РДА при достаточном уровне интеллекта и самосознания.
**
26. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ
В клинико-психологической структуре раннего детского аутизма многое остается неясным. Основными признаками синдрома РДА, по Л. Кшмвру, является триада симптомов:
1) аутизм с характерными переживаниями;
2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
3) своеобразные нарушения речевого развития. Главная проблема состоит в том, что не выявлен